Непрощальная гастроль. Порошенко в Харькове и окрестностях

2481

Вместо эпиграфа

Не страшны дурные вести, начинаем бег на месте

(Владимир Высоцкий, «Утренняя гимнастика»)

 

До выборов шестого (а возможно и пятого, чем политтехнологические черти не шутят) президента страны – ровно полгода. Следовательно, наступает время обращать хоть какое-то внимание на основные виды агитационно-пропагандистских вооружений, которые претенденты на главное кресло страны приготовили своим оппонентам. Логично, что пионером рубрики с рабочим названием «Креативный кандидат» стал действующий глава государства, оказавшийся на последние несколько дней в эпицентре сразу двух событий мирового уровня – Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и Международного экономического форума в Харькове.

Масштабное и максимально пафосное турне претендента на второй срок по городам страны вне всякого сомнения еще состоится накануне выборов. Поэтому визит первого лица в Первую столицу 29 сентября следует считать предварительным, пилотным, репетиционным. Возможно, кто-то ожидал, что поездка станет экспериментальной с точки зрения демонстрации ранее несвойственных для главнокомандующих методов персональной агитации, а крупнейший после столицы город страны на день превратится в полигон для обкатки суперсовременных политических технологий, что наверняка привлекло бы внимание многочисленных узкопрофильных специалистов.

Первое, что могло прийти на ум начинающему креативщику – прибытие на Международный экономический форум в Харькове, которому, собственно, и была посвящена очередная рабочая поездка главы государства, станет своеобразным продолжением исторического участия последнего в Генассамблее ООН. К примеру, триумфальный въезд главнокомандующего на макете одного из кораблей, подаренных стратегическими партнерами на день рожденья, мог бы привлечь значительно большее количество как отечественных, так и зарубежных СМИ. Но как гласит «золотое правило» креатива, все, что лежит на поверхности должно беспощадно отвергаться, сколь бы гениальным оно не казалось не первый взгляд.

Очевидно, что креативный штаб претендента на второй срок решил, в манере опытного покериста, пока сохранять абсолютно безучастное выражение лица и ничем не выдавать наличие флэш-рояля на руках.

Мероприятия были отработаны по многократно опробованной схеме с фрагментарными вкраплениями несвойственных ранее для главнокомандующего трюков. Но попытки отклонений от накатанной тропы стоило бы признать неудачными в силу того, что «новые» трюки оказались не более чем заимствованиями из арсеналов более неоднозначных персон.

Посещение вуза, открытие нового асфальта и стадиона, упоминание промышленных гигантов в публичных выступлениях – символизировали различные направления озабоченности первого лица: образование, промышленность, дорожное строительство, спорт. Для комплекта, конечно же, не доставало посещения учреждения медицинского назначения. Но, как в свое время говаривал Джакомо Казанова: «Не все сразу».

Поскольку в приличных домах приличным гостям принято подбадривать хозяев позитивными, пусть даже и лишенными смыслового наполнения фразами, глава государства не стал отступать от данной традиции.

Знатоки агитационного жанра могут обратить внимание уж на крайне выпирающий универсализм реплики: «Харьковщина - один из самых мощных юридических центров». Такой элемент, как «юридических центров», можно совершенно безболезненно заменить на промышленных, аграрных, образовательных, культурных, спортивных, не снизив уровень объективности, но и не увеличив смысловую составляющую. Но отсутствие «вай-эффекта» вовсе не говорит о том, что принимающей стороне было неприятно.

В не меньшей степени управленческому персоналу тракторного завода было приятно услышать, что их предприятие возрождается. Низкий уровень подтверждаемости данного вывода цифровыми показателями в данном случае не имеет особого значения, так же как повышенная выдача комплиментов в адрес дамы может быть продиктована не стремлением отобразить объективную реальность, а желанием поднять настроение.

С начала 2018 года ХТЗ произвел 800 машин. То есть порядка 90 тракторов в месяц. По итогам года это даст возможность выйти на уровень примерно 1100 машин. На пике формы (правда, это было, как говорил один кавказский милиционер, «еще до вас, в 14-м веке») производил от 30 до 50 тысяч машин в год. В относительно недавние времена – 5-7 лет назад – завод производил 1500-1900 машин. Для сравнения Минский тракторный завод в прошлом году выпустил более 32 тысяч машин.

Но если бы президент так и сказал, что в Харькове еще существует небольшой завод по производству тракторов, это вообще было бы ни о чем.

Открытие участка отремонтированной дороги на трассе Харьков-Ахтырка стало своеобразным римейком открытия дорожного фрагмента в Изюме в августе 2017-го. А тестирование трассы за рулем микроавтобуса вообще было ошибочным агитационным приемом, позаимствованным из практики представителя страны-агрессора, который за рулем агрессивного КамАЗа в не столь отдаленные времена проверял на прочность незаконно построенный мост. Гораздо более выигрышно глава государства смотрелся бы за рулем катка, утюжащего последние метры трассы. В современных глубоко кризисных условиях лозунг «Все говорят, а я делаю» может оказаться куда более выигрышным, нежели полуцезарианская практика: пришел, увидел и открыл.

Ну и, конечно же, вряд ли стоило футбольные соревнования в районном центре называть Кубком президента. При всем глубоком уважении к местным территориальный громадам «Кубок Президента Украины» в Дергачах звучит примарно так же, как Межпланетный шахматный турнир в Нью-Васюках. Тем более что в Дергачах наверняка найдется немало собственных спортсменов, чье имя могло бы украсить футбольный турнир.

Если бы существовала реальная необходимость в организации президентского кубка, то логично было бы проводить его во всереспубликанском масштабе, что дало бы импульс развитию массового детского футбола во всей стране вместо точечного и во всех смыслах аляповатого самопиара на местечковом уровне.

Использование старинных заюзанных приемов и наспех изобретенных якобы новых может свидетельствовать о том, что креативный штаб кандидата пока не собирается светить козырями до решающей фазы политической игры. Поэтому вместо отработки стремительных рывков участник будущего забега демонстрирует разминочный бег на месте.

Примерно так же некоторые команды КВН приберегают лучшие шутки для финала. Правда, у подобной тактики есть кое-какие побочные эффекты. Слишком экономная и расчетливая команда может вылететь на предварительной стадии (в данном случае – до второго тура), и зрители, собравшиеся на финальной игре, так и не увидят ее самых убойных номеров.

Екатерина Павловская