Недовундеркинд в премьерском кресле, или О чем Гончарук

1798

Первый день работы нового парламента одновременно стал последним днем существования вряд ли самого эффективного, но по многим позициям достаточно эффектного правительства Владимира Гройсмана.

29 августа члены законодательного собрания утвердили на должности главы Кабмина 35-летнего Алексея Гончарука – политического персонажа, по поводу которого даже после пребывания на должности замглавы Офиса Президента, подразумевающую некоторую близость к телу (в фигуральном, разумеется, значении) Самого, у многих до сих пор возникает вопрос: "Кто это?"

Какие-либо ярко выраженные приметы новоназначенного пока выделить сложно, помимо того, что это самый молодой премьер в современной истории страны. Хотя – заметим в качестве небольшого лирического отступления – ни о предпринимательском, ни о политическом вундеркизме в данном случае говорить не приходится. Он не создавал лайфхаки в четыре года. Он не сбегал из школы после второго класса, чтобы не тратить время попусту и поскорее начать собственное дело. Он не создавал инвестиционных компаний в одиннадцать и не зарабатывал свой первый миллиард в четырнадцать… А диплом института права при Межрегиональной академии управления персоналом при всем уважении к данному учреждению – это, по большей части, ни о чем. Ибо как справедливо заметил один философствующий сочинитель, "мы все учились понемногу…"

Некоторые средства массовой информации пытались намекать на определенные симпатии нового премьера к предыдущему президенту, выдвигая в качестве подтверждения участие Гончарука в знаменитом фейсбучном флешмобе "Дякую" и высказывание: "Мы не понимаем, кто такой Зеленский…" (22 апреля, эфир программы "KRYM").

Но как говорят знающие люди, плох тот политик, который не владеет искусством переобувания в прыжке. К тому же, достаточно быстро пришедшее понимание того, кто есть Зеленский, косвенно может указывать на повышенную степень обучаемости нового премьера.

О чем были два "папередника" более-менее понятно  было непосредственно в момент назначения.

Арсений Яценюк – управленец с богатейшим бэкграундом (кем только не был за полтора десятка лет – от замглавы областной администрации до министра иностранных дел и спикера Рады), волею обстоятельств ставший героем Евромайдана и по факту уже вошедший в историю созданием мемов "куля в лоб"и "правительство камикадзе". За ним стояла достаточно внушительная на тот момент политическая группировка, сумевшая создать проходной политический проект.

Историческая миссия Владимира Гройсмана состояла в том, чтобы стать камикадзе, торпедирующим другого камикадзе (с каковой он справился на «хорошо» и «отлично»).

Будучи выдвиженцем от Блока Петра Порошенко и представителем условной "винницкой команды", до 2019 года он вполне вписывался в концепцию укрепления вертикали власти. Попытка резкого ухода в политический раскос скорее свидетельствует на явную переоценку собственных сил и недооценку сил бывших соратников (иногда посетителю ипподрома все-таки предпочтительнее поставить на хромую лошадь, чем попытаться пробежать дистанцию своими ногами).

О чем Алексей Гончарук – можно строить лишь предположения. В Офисе Президента он отвечал за блок реформ, что априори может насторожить среднестатистического потребителя управленческих услуг, так как понятие "реформы" за последние пять лет не сформировало никаких позитивных ассоциаций.

Среди положительных качеств Гончарука экспертами называется его якобы вхожесть в "грантовую тусовку". Но на посту премьера это вряд ли пригодится, так как в отличии от мелких грантополучателей стратегические партнеры к стране в целом проводят курс "деньги были, деньги будут, сейчас денег нет".

Более приближенными к действительности выглядят предположения, что не засветившаяся ранее в качестве крупного политического игрока персона не будет затенять личность президента, который сам является новичком в столь масштабных управленческих проектах.

В одном из своих фейсбук-постов новый премьер, приветствуя частичную отмену регулирования цен со стороны государства, заявил себя приверженцем максимальной либерализации экономики. Реализация именно этой мировоззренческой концепции на практике вряд ли сулит рядовому представителю ширнармасса что-то более приятное, нежели очередное затягивание поясов.

Возможности для более плотного прогнозирования появятся после обнародования программы действий нового Кабмина (если таковая появится на свет). Зато концепт "новые лица" на уровне второй должности в государстве реализован не менее чем на сто процентов.

Екатерина Павловская