Над Беларусью бесполетная зона. Как из Харькова долететь до Хельсинки

4600

Вместо эпиграфа.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

(к/ф «Айболит-66», 1966 год)

Вряд ли 26 мая войдет в историю мировой авиации. Но в жизни харьковских любителей путешествовать по воздуху произойдут существенные изменения.

Премьер-министр Денис Шмыгаль выступил с заявлением, что с 26 мая украинским авиакомпаниям запрещаются осуществлять полеты в авиапространстве Республики Беларусь.

Причины изменения полетов лайнеров украинских авиакомпаний – политические.

Справка. 23 мая белорусская сторона предложила авиалайнеру, осуществлявшему перелет из Афин в Вильнюс, произвести экстренную посадку. Формальным поводом было сообщение о «минировании» летательного аппарата. Пилот между аэропортом в Вильнюсе и Минске выбрал второй.

Собственно, после посадки и разыгралась политическая драма. Белорусские правоохранители задержали бывшего главного редактора канала Nexta Романа Протасевича, который подозревается в организации массовых беспорядков и смене действующего правящего режима неконституционным способом.

Самолет после проверки на наличие взрывоопасных предметов продолжил полет.

Страны и ЕС и Соединенные Штаты Америки негативно отозвались о задержании оппозиционного белорусским властям деятеля. Премьер-министр Польши призвал к запрету на полеты рейсов белорусских авиакоманий над территорией Евросоюза.

Несколько авиационных компаний – французская Air France, австрийская Finnair, Austrian Airlines, скандинавская SAS, кипрская Avia Solutions, польская LOT, венгерская Wizzair, немецкая Lufthansa, нидерландская KLM, латвийская airBaltic -  отказались от полетов в Республику Беларусь и использования белорусского воздушного пространства в качестве транзитного.

В чем логика?

В данном случае пустующую нишу логики занимает политическая декларативность.

Говорить о критической опасности для пассажиров именно при осуществлении экстренной посадки вряд ли имеет смысл, так как подобные посадки осуществляли в последние годы Австрия, Турция, Украина, что не вызывало общемирового резонанса и возмущений со стороны цивилизованного мира.

То есть, все дело именно в задержании оппозиционного деятеля. У стороннего наблюдателя мог бы возникнуть вопрос: «А чем же воздушное путешествие через Беларусь опаснее наземного?» Ответ – ничем. Но наземное сообщение с северным соседом сохраняется. И наверняка сохранится в ближайшее время, так как автомобильное сообщение не прекращается даже с РФ, с которой у украинского государства гораздо худшие отношения, чем с Беларусью.

Также не прекратятся поездки представителей трехсторонней контактной группы, участвующей в переговорах в рамках второй версии Минских соглашений, которые проходят в Минске. Отказ от посещения Минска украинской делегацией противной стороной наверняка будет трактован как выход из соглашений, что, скорее всего, приведет к усугублению и без того непростой переговорной ситуации. Идея же перемены места переговоров пока не выходит за рамки фантазий отдельно взятых участников процесса.

Что изменится для авиапассажиров?

Но помимо политики существует еще и обыкновенная жизнь рядовых законопослушных граждан и предприятий, занимающихся авиационными перевозками.

Последствие номер один – утрата украинскими аэропортами и авиакомпаниями части пассажиропотока. Потери вряд ли превысят 10-процентный барьер. Но для слаборазвитой отечественной экономики каждая копейка дорога.

Рассказы представителей парламентского монобольшинства, что прекращение полетов через Беларусь увеличит авиапотоки через территорию украинского государства, не имеют серьезных оснований.

Люди, которым нужно было лететь в Минск, вряд ли вместо этого полетят в Харьков, Киев, Львов.

Перехватить транзитное значение Беларуси тоже не удастся, так как воздушное пространство использовалось в значительной части для перелетов из стран Евросоюза в РФ. Увеличение же подобного транзита через украинскую территорию может существенно ударить по имиджу действующей власти, стремящейся занимать ультрарадикальную позицию по отношению к соседу северо-восточному.

Последствие номер два – Беларусь придется облетать при путешествиях в страны Прибалтики и Финляндию. Согласимся – это не магистральные направления авиаперевозок из Украины. Тем не менее. Придется сначала дать изрядный крюк в Польшу, затем резко изменить курс с западного на северный. Очевидно, что единственным выгодоприобретателем в данном случае становится польская сторона.

Данное последствие – движение в обход – имеет сразу несколько составляющих:

  • а) увеличение времени перелета;
  • б) увеличение расхода топлива;
  • в) как следствие из первых двух подпунктов – увеличение стоимости билетов (не станут же авиакомпании брать на себя дополнительные расходы, а Кабинет министров не намерен эти расходы компенсировать).

Катастрофичность последствий для отечественной авиации тоже преувеличивать не стоит. Прежде всего, следует учитывать крайне невысокий уровень развития авиаперевозок в стране. Граждане летают мало. Большая часть поднимались в воздух пару раз в жизни, а то и вовсе никогда. Для примера пассажиропоток крупнейшего отечественного аэропорта в Борисполе в докарантинном 2019-м году составлял порядка 15 миллионов пассажиров в год. Этот показатель далеко за пределами первой сотни крупнейших аэропортов мира. Так что основная часть граждан прекращения полетов в одном отдельно взятом направлении просто не заметит.

Дмитрий Михайлов