На низком старте, или Рецидивы политического троллинга

2878

Любые упоминания о досрочных парламентских или президентских выборах за последние год-полтора превратились в один из наиболее простых и эффективных способов политического троллинга коалиционного правительства и парламентского большинства. Усовершенствование и оттачивание данной технологии выведения оппонентов из психологического равновесия привели к тому, что прямые конкретные заявления начали вполне органично дополняться тем, что среди людей, тонко чувствующих нюансы, называется «прозрачными намеками».

Минувший уик-энд ознаменовался новыми попытками пробить толщи уже устоявшегося политического бытия. Надежда Савченко выпустила предвыборный по форме и содержанию видеоролик под характерным названием «Концепция изменений политической системы» и выложила прямо на youtube. Политик с малопонятным статусом Михеил Саакашвили в рамках реализации концепции «галантерейщик и кардинал – это сила» заявил о консолидации усилий с экс-главой СБУ Наливайченко. А претендент на второй тур президентской гонки (если бы выборы состоялись в ближайшую пятницу) Вадим Рабинович навестил одного из кремлевских узников Карпюка.

То есть политические силы, пребывающие пока не удел, но мечтающие о преодолении проходного барьера, демонстрируют высокую степень готовности принятия позиции низкого старта.

Все три мини-проекта – хрестоматийные и вполне рабочие способы убийства сразу трех зайцев одним холостым патроном: и масс-медиа насторожить, и соцсети взбурлить, и скорчить троллфейс той части управленческих элит, которая на данный момент занимает наиболее престижные места у заветной кормушки.

Если бы политический троллинг изучался в средней школе, то подобный материал входил бы в программу приблизительно третьего класса.

Появление ни с того ни с сего политических видеороликов в середине парламентско-президентской каденции способно взбодрить политически озабоченный актив по обе стороны дверей социального лифта. Эффективность подобного приема мобилизации шестого чувства не столь давно продемонстрировала РПЛ, гонявшая политагитацию по центральным каналам, поигрывая, по большей части, на убежденности телезрительской аудитории в том, что если люди палят бабки, то они наверняка что-то знают.

Удалось ли разродиться откровениями фемен-коллективу под управлением так и не взлетевшей политической летчицы Савченко? Скорее нет, чем да. За исключением совершенно неожиданной темы проведения переписи населения прочий массив заявлений –отзыв депутатов, переобъединение громад и референдум не реже раза в год - следует отправить в риторический отстойник, откуда они, собственно, и были извлечены. Но, очевидно, основная цель – подергать провластные силы за гнилой зуб – была достигнута. То, что принято сегодня называть «реакция сетей» было мгновенным. Жесткой критике подверглись абсолютно все составляющие видеопродукта – от режиссерской работы до анатомического строения главных героинь картины. Последнее в более-менее приличных обществах считается ярко выраженным хамством, но в битве за политические полимеры переход на личности – это все равно, что система аксиом в Евклидовой геометрии. Без этого – никуда.

Еще один прекрасный вариант намекнуть на мандатные амбиции - политические объединения. Даже такие на первый взгляд мало органичные, как бывший президент Грузии плюс дважды бывший глава СБУ.

Валентин Наливайченко уже объединялся в феврале 2016-го с Юлией Тимошенко. Саакашвили также провел кое-какой тренировочный процесс, пытаясь объединиться то с партией «Воля», то с Гриценко и Гацько, то есть с политсилами и политперсонажами, которые не то, чтобы не на слуху, но у некоторой части электоральных масс вполне могут вызвать вопросы: «А кто это?»

Сколько способен был бы набрать нерушимый блок «легионеров и чекистов» даже предположить сложно, потому что в последнее время из новостных лент исчезли социсследования политических предпочтений. Но, опять же… Данный финт не должен пройти мимо внимания части зрительской аудитории, привыкшей рассуждать логически: если «звезды» объединяются, значит, это кому-нибудь нужно.

И наконец, проявление обеспокоенности судьбой одного из украинских граждан, пребывающих в застенках на территории страны-агрессора – технологический ход, уже опробованный и действующим президентом, и лидером одной из оппозиционных субкультур Юлией Тимошенко. Операция с финальной сценой в стиле полуподпольной кинокартины «Ирония судьбы» принесла обоим немало рейтинговой пользы вне зависимости от дальнейшей неудачно сложившейся политической биографии освобожденной узницы.

По данным недавних исследований Центра Active Group, Вадим Рабинович в качестве гипотетического претендента на президентский пост только в Киеве и Днепре отстает от Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. А в Одессе и Харькове – опережает. А для укрепления претендентских позиций некие широкие политтехнологические жесты нужны как никогда. Тем более что на телеканале NewsOne, основателем которой был в свое время нардеп Рабинович, один из экспертов высказал предположение о том, что представители высших сил ныне заняты поиском замены Петру Порошенко на посту высшего должностного лица. И даже при достаточно высоком уровне субъективности подобного рода информации вынос ее в эфир может достаточно болезненно восприниматься окружением главного адресата. Ведь если даже пышущему здоровьем атлету время от времени рассказывать, что его вот-вот разобьет паралич, то, как минимум, его настроение может заметно ухудшиться.

Дмитрий Михайлов