На что способен прокурор Луценко

3900

Очередная победа революционной целесообразности на кадровом фронте, выразившаяся в назначении «непрофильного» Юрия Луценко генеральным прокурором, породила высокий уровень ожидания к будущим результатам деятельности главы ГПУ.

 

Реакцией на заполнение вакансии генпрокурора с десятилетним стажем могли бы стать разведенные в сторону руки: «Что с него возьмешь, человек из системы». Луценко, помимо абстрактного реформирования отрасли, придется совершить «двенадцать подвигов Геракла», тем более что тема «очистки авгиевых конюшен» стала ключевым пунктом агитации именно за политического кандидата. Иначе зачем он вообще нужен на данном месте?

Ожидания высшего руководства от новоназначенного генпрокурора носят чрезвычайно размытый характер, чтобы быть включенными в перечень задач. Президент Порошенко ожидает от Луценко задействования социальных кадровых лифтов в прокуратуре и справедливости. Премьер Гройсман выразил надежду на положительные изменения. Ставшая одним из символов украинских реформ Хатия Деканоидзе первым пунктом сверхзадач указала очищение системы. Ожидания же Юлии Тимошенко ухода Луценко в отставку хотя и следует признать наиболее реалистичными, но относятся к более поздним периодам его карьеры.

Сам Юрий Луценко в первых публичных заявлениях сделал ставку на трех пунктах:

- расследование массовых убийств на майдане;

- расследование дел в отношении разжалованного из президентов Виктора Януковича;
- кадровых перестановках в руководстве Генпрокуратуры.

Но данный комплекс мероприятий может считаться лишь частью обязательной программы.

Еще одну часть политического запроса к четвертому постреволюционному главе ГПУ сформулировал бывший коллега Луценко по парламентской фракции Мустафа Найем.

«Судя по всему, новый Генеральный прокурор Юрий Луценко сосредоточит всю свою активность против отсутствующего в стране Виктора Януковича. (Впрочем, он этого и не скрывает.) На этом будет построена вся публичная активность, и есть риск, что к этому сведутся и все реформаторские достижения», - отписался в Фейсбуке нардеп, но тут же выразил готовность признать свои ошибки, если: «В ближайшие недели увижу представление на снятие депутатской неприкосновенности с Юрия Бойко, расследования дел против братьев Кацуб, снятия с должности всех заместителей Шокина, расследования деятельности его предшественников - Яремы и Махницкого, расстановки точек над «i» в деле трансформаторов Константина Григоришина, энергетической монополии Рината Ахметова и дела "Крепости", компаний Игоря Коломойского, детального анализа увольнений Сакварелидзе и Касько, ну и неплохо было бы вспомнить о хищении имущества киевлян командой Леонида Черновецкого… Ну и на десерт. Хотелось бы, наконец, увидеть результаты расследования жестокого и вероломного покушения на Виктора Шокина из снайперской винтовки».

От широкого круга читателей и телезрителей можно добавить еще один пункт: завершение дела о «бриллиантовых прокурорах», поскольку это дело внутреннее, почти семейное, а следовательно, относится к категории вопросов чести.

Дискуссия о способности Юрия Луценко к великим свершениям была уведена в сторону обсуждения отсутствия у нового главы ГПУ профильного образования, что практически отодвинуло на задний план вопрос о его принципиальной способности к реформаторской деятельности и к реализации ключевых общественных запросов. Анекдот о том, на вызов врача лечить Юрия Витальевича явился сантехник, следует отнести к элементам контрпропаганды и не более. Да, операции должны делать хирург, но далеко не факт, что он блестяще проявит себя на посту руководителя лечебного учреждения, где в первую очередь требуются управленческие способности.

Итак, что сможет Юрий Луценко на посту генпрокурора, и что вряд ли у него получится.

Отсутствие результатов в делах о преступлениях на майдане и злоупотреблениях предшественника ныне действующего президента, с каждым днем все более приближающихся к разряду «глухарей», вряд ли всецело следует списывать на саботаж со стороны Махницкого, Яремы и Шокина, тоже бравших на себя обязательства довести расследование до логичного финала. Политический вердикт уже вынесен: во всем виноваты Янукович и Ко – и углубление в детали может нарушить стройность и крепость данной конструкции.

Большая часть задач, поставленных перед Луценко бывшим коллегой по фракции, вряд ли вообще попадет в актуальную повестку дня. Расследование деятельности экс-генпрокуроров Махницкого и Яремы станет созданием прецедента, который впоследствии может быть применен и к самому Юрию Луценко, поскольку вряд ли его пребывание на посту главы ГПУ будет пожизненным. Данная тема не принесет ее разработчику никакой славы, а превратится лишь в закладку мины замедленного действия под собственную нижнюю часть спины.

Дело братьев Кацуб, занимавших некогда посты вице-председателей правления НАК «Нафтогаза», и бежавших за кордон после начала уголовного преследования – далеко не на слуху. А недавние обыски в дочернем предприятии «Укргаздобыча» вполне прозрачно намекают на вероятность передела сфер влияния в мегаприбыльной отрасли, и постороннее присутствие может не вписаться в общую философию данного процесса.

Войны с олигархами лучше всего вести по принципу «на стороне буржуя Саблина против сахарозаводчика Полозова». А посему указанная в «пакете Найема» расстановка точек над «і» может носить ситуативный характер. Например, разоблачитель всех «офшоров» и коррупционных схем Сергей Лещенко выразил глубокие сомнения в возникновении конфликтных ситуаций между генпрокуратурой и мегаобеспеченными категориями граждан. «39 голосов из 258 за «закон Луценко» дают два олигархических клана, - сообщал на своей странице в ФБ Лещенко в день назначения Луценко на должность генпрокурора. - Я не верю в независимость генерального прокурора, ради которого сломали через колено парламент, вытерли ноги о Конституцию и международные обязательства Украины…»

Не исключено, что нардеп-разоблачитель сгущает краски, хотя оставить людей без большого человеческого спасибо за поддержку было бы проявлением высшей степени неблагодарности.

Необходимость детального разбора увольнения Сакварелидзе отпадает автоматически после заявления Луценко о невозможности возврата грузинского специалиста в генпрокуратуру в связи с его уходом в политику.

О Черновецком сегодня помнят лишь представители поддерживавшего его на выборах электората. И то не факт, что с негативным оттенком, несмотря на всю эксцентричность поведенческого стиля данного политического персонажа.

Десерта тоже, скорее всего, не будет. Покушение на Шокина из снайперской винтовки вряд ли вернется в ленты новостей. Отход Виктора Николаевича от более-менее больших дел списывает все связанные с ним нестандартные ситуации в политический архив по принципу: «Нет человека – нет проблемы».

Из будущих свершений, которые явно по плечу новому генеральному прокурору, первую строчку занимает замена всех заместителей, что является абсолютно обычным делом при смене первого лица, но в современном контексте может быть подано в качестве стремительного прорыва в реформировании всей правоохранительной системы.

Всего три голоса, поданные за Луценко «Оппоблоком», свидетельствуют об отсутствии у нового главы ГПУ каких бы то ни было обязательств перед данной частью местного политикума, которая может стать основным фигурантом анонсированного дела против «коллективного Януковича» (если таковому действительно будет дан ход). А заявление одного из бывших активистов ПР - удачно пришедшегося ко двору в парламентской команде БПП Алексея Гончаренко - о том, что человек сидевший по политическим мотивам, не склонен к проведению политических репрессий, может быть отнесено к слабому знанию истории революционных движений (опыт Владимира Ильича и целого ряда иных исторических персонажей говорит совсем об обратном).

Третье направление, в котором в полной мере может раскрыться политический и управленческий талант нового генпрокурора, – организация информподдержки реформаторских начинаний во вверенном ему ведомстве. Тем более что накопившийся ворох нераскрытого, неисследованного и не доведенного до судов открывает для этого начинания самые широкие перспективы. Правда, на крайне ограниченном отрезке времени. PR-потенциала у основного массива громких дел хватит еще на год-полтора. К окончанию этого срока, что может совпасть с завершением деятельности Луценко на посту генпрокурора, последнему останется лишь предоставить общественности более-менее вразумительные объяснения, почему отсутствие результатов следует считать максимально возможным достижением в современных условиях.

Дмитрий Михайлов