Между Буркина-Фасо и Бангладеш
В сентябре 2015 года бывший в то время в фаворе у пропрезидентской команды и даже занимавший высокий пост во властной иерархии Михеил Саакашвили оскандалился в эфире у Савика Шустера сравнением Украины с Габоном. Знатоки экономических реалий и поисковиков Google быстро установили, что заявленные величины не являются сопоставимыми, поскольку ВВП экваториальной страны на душу населения оказался почти в четыре раза выше, нежели у современной Украины.
Но в одном бывший одесский губернатор оказался прав. В начале 21-го века для того, чтобы указать на карте мира место той или иной страны, недостаточно знаний одной физической географии.
Эксперты лондонского аналитического центра Legatum Institute обнародовали рейтинг процветания стран мира по состоянию на конец 2017 года по совокупности целого ряда показателей: экономика, здравоохранение, образование, личная свобода, безопасность, возможность вести бизнес и возможности для управления.
Ни одно исследование, особенно в гуманитарной плоскости, конечно же, не может считаться 100-процентно объективным (даже в гиперточной науке математике существуют приближения и допущения). Поэтому его результаты скорее являются показателем того, где видят современное украинское государство знаменитые британские ученые.
Наиболее точно геополитическую позицию могут указать ближайшие соседи по рейтингу. Из 149-ти государств, упомянутых в рейтинге, Украина оказалась на 112-й позиции, что может несколько разочаровывать. На строчку выше расположился Бангладеш, подпирает в спину Буркина-Фасо. Но данная информация, кроме того, что украинское государство оказалось в окружении чего-то экзотического, мало о чем говорит.
Поэтому крайне необходимы хотя бы краткие описания ближайших соседей.
Буркина-Фасо, которую старожилы помнят еще под названием Верхняя Вольта, - бывшая британская колония, является одной из наименее развитых стран мира с ВВП на душу населения 1267 долл. США. Последний переворот пережила в сентябре 2015 года, когда путчисты во главе с бригадным генералом Жильбером Дьендре арестовали президента и премьер-министра и объявили о создании "Национального совета демократии". Правда, вскоре все вернулось на круги своя.
Бангладеш – бывшая британская колония и также одна из беднейших стран мира. ВВП на душу населений в Бангладеш значительно выше, нежели в Украине - более 3500 долларов. Однако, феноменально огромное количество населения – почти 170 миллионов умещаются на территории в 4,5 раза меньше территории Украины – практически исключает проведение сколь-нибудь эффективной социальной политики. Входит в число стран, в которых наиболее остро стоит проблема недоедания.
Понятное дело, что между этими геополитическими точками Украина не может быть просто по определению "евроцентрического государства". Но международные эксперты увидели ее именно там. Хотя в узком разрезе можно предположить, что таким образом была дана оценка результатам деятельности правящего режима, что гораздо менее уязвительно для национального самосознания.
Тем более, что по уровню управления – всего 130-я позиция между Того и Габоном.
По свободе ведения бизнеса геополитическое положение уже гораздо лучше – 102-е место между Хорватией и Сенегалом.
Здравоохранение – 135-я позиция между Мадагаскаром и Нигером. Опять – Африка. Но не стоит забывать, что и Африка-то уже не та (см. #саакашвилигабон).
Уровень безопасности – 135-е место между Индией и Камеруном.
Настроенные на негатив представители зрительско-читательской аудитории могут предположить, будто по пути в Европу произошла существенная поломка социально-экономического компаса, что является, конечно же, крайне субъективным и поспешным выводом. К примеру, по уровню образования – 48-е место между Боливией и Коста-Рикой. А это уже Латинская Америка, а эта часть света в последнее время динамично развивается.
По последней позиции, к слову, с международными экспертами следует всецело согласиться: образование остается, пожалуй, единственной сферой, которую управленческому классу удается удерживать на плаву. По большому счету, именно ему в ближайшие десятилетия можно отвести роль либо локомотива, либо гигантского якоря. В зависимости от того, как пойдет образовательная реформа. Впрочем, как говаривают любители драматических произведений с открытыми финалами, это совсем другая история.