Меркельнаш, или Зачем потребовалось вызывать немецкого канцлера
Вместо эпиграфа
«Многие потом назовут этот визит так: «кривенькая уточка приехала поддержать хромого селезня»
(Из эфира «Радио Свободы»)
Для персон из категории «среднестатистические» появление в одном кадре со знаменитостями является одним из мощнейших инструментов повышения собственной значимости. Это же правило распространяется и на политическую сферу, когда руководители невысокого ранга преподносят электоральной массе встречи с топ-политиками в качестве демонстрации причастности к элитарному клубу.
Показатель результативности визита канцлера ФРГ в Киев по приглашению президента Порошенко с точки зрения укрепления украинских интересов в двухсторонних отношениях вряд ли сколь-нибудь значительно отклонялся от нулевой отметки. Никаких внятных заявлений о расширении инвестиций в украинскую экономику, увеличения экспорта из Украины в ФРГ или хотя бы о предоставлении льготных кредитов без условия социального подавления большей части населения не прозвучало. Тема строительства второй ветки «Северного потока», напрямую ущемляющая интересы украинской стороны в пользу Германии, вообще выпала из перечня вопросов двустороннего общения.
Позицию канцлера по данной проблеме президент центра глобалистики «Стратегий ХХІ» Михаил Гончар в эфире "Радио Свобода"прокомментировал достаточно жестко и без обиняков:
«У нас есть поддержка Германии во многих вопросах… но если «Северный поток» будет реализован, то немцы совместно с россиянами вынут из наших карманов 3 миллиарда долларов ежегодно».
Иными словами, поддержка со стороны европартнеров тоже имеет вполне конкретную цену.
Встреча Порошенко и Меркель: чего добился президент
Зато идеальное соответствие визита концепции «Галантерейщик и кардинал – это сила» позволяет использовать его в качестве незатейливой PR-акции накануне предстоящей избирательной гонки. На основательность подобной догадки указывает, к примеру, то, что решительно ничего нового по итогам встречи президент Порошенко не произнес.
Реформы есть (их не может не быть ибо "Германия является сооснователем украинских реформ").
В Европу идут (так как президент "проинформировал госпожу канцлер, что мной инициированы изменения в Конституции, где наш проевропейский и евроатлантический путь будут закреплены в основном законе").
Очень много достижений (так как госпожа канцлер "сможет лично убедиться, как изменилась Украина за четыре года").
Децентрализация удалась (так как реформа по децентрализации "имплементируется, благодаря усилиям Германии…")
Инвестиции идут ("Германия является одним из крупнейших инвесторов – 1,7 млрд долл. в год").
Дороги строим (часть немецкого кредита будет использована на строительство трассы "Запорожье - Мариуполь").
Агитационные лозунги, звучавшие неоднократно и до того, произнесенные в присутствии тяжеловеса мировой политики многократно прибавляют в весе. Если сама Ангела Меркель подтверждает успешность реформ (а раз не отрицает, то подтверждает однозначно), то, следовательно, высокий уровень результативности - налицо.
Президенту удалось настолько грамотно построить свою речь, что госпоже канцлеру ничего не оставалось кроме выражения всесторонней "одобрямса". Не соглашаться было бы как минимум нерациональным, так как за радикальное изменение внешнеполитического курса, сопряженного с комплексным политическим, экономическим и социальным кризисом, при утрате всех ранее существовавших геополитических преимуществ ничего не требуется в качестве компенсации.
"Что нам нужно от Европы? – спросил сам себя президент, и сам себе же ответил, - Единство и солидарность с Украиной". То есть ровным счетом ничего кроме похлопывания по плечу и мотивирующих реплик.
Закрепление эффекта от встречи теперь зависит полностью от Ангелы Меркель. Ее задача продержаться в кресле канцлера хотя бы до апреля 2019-го. Если после выборов главы Христианско-демократичекого союза в декабре нынешнего года партию возгласит новый лидет и встанет вопрос о замене персоналии на посту главы правительства, весь эффект от агитационной пропагандистской работы под условным лозунгом "Меркель с нами" сдуется как воздушный шарик на третий день посте корпоратива.