Лучшие версии основания Харькова
Наступивший год для Харькова – юбилейный. Дата – некруглая. Но знаковая. Количество лет 365 совпадает с количеством дней в году. «ГородХ» решил подарить родному городу то, чего у него до сих пор не было – «Харьковский календарь». Каждый день мы будем рассказывать о событиях, связанных с историей города. Но для начала – самые популярные версии возникновения города, которому некоторые насчитали 365 лет от роду, а некоторые полторы тысячи.
Харьха – сестра Аттилы
А что если Харьков древнее самого Киева, основание которого относят к VI-VII векам? Предания о Харьхе – сестре Аттилы – этого не исключают.
Вначале пару слов о старике Аттиле, если современное поколение такового начало забывать. Легендарный вождь не менее легендарных племен гуннов в V веке покорил большую часть Европы и создал государство от Рейна до Волги, с которым могла бы сравниться разве что империя Чингисхана. Могущественный и столь же беспощадный завоеватель, наводивший ужас на Римскую империю и варварские европейские племена и получивший за это прозвище Бич Божий, возможно, был немного сентиментален. Для сестры Аттилы Харьхи (Лебедь) между 430-440-х годах был построен город, названный в ее честь – Харька – Город принцессы Лебедь. Можно считать, что, согласно этой очень красивой легенде, Харьковом правила женщина, чего затем ни в новой, ни в новейшей истории города не бывало.
Аул Харька
Персидский хронист XV века Мин Рази в своей книге «Семь климатов» рассказал о путешествии посла Багдадского халифата Ахмеда ибн Фадлана в Волжскую Булгарию в 922 году. В Киеве в эти поры княжил сын Рюрика Игорь – муж знаменитой княгини Ольги. По возвращению Фадлан сообщал, что «Русы — это огромная масса людей… Резиденция ее царя, называется Кийава. Из числа знаменитых и известных городов один Черниг, а другой Харка».
Еще ранее, в XII веке, персидский же энциклопедист Наджиба Хамадани писал: «Русы — многочисленный народ… Большие города там: Кийава, Черниг, Харка и Сарук».
Империя Аттилы распалась вместе с уходом с политической арены ее основателя. Так что упоминаемый персидскими хронистами город достался древнеславянскому государству по наследству от гуннов или же был основан позже.
Шарукань
Одна из наиболее популярных гипотез связывает Харьков с половецким городом Шарукань, который якобы существовал в XI — XIII веках и был назван в честь хана Шарукана. Однако точное место расположения города не установлено. Некоторые относят его к району между Чугуевым и Змиевым. Если Харьков – Шарукань, то ко всем своим многочисленным титулам он может прибавить еще и звание «Шагающий город».
Наиболее популярный источник, в котором упоминается Шарукань – «Повесть временных лет». Не то в 1111-м, не то в 1116-м годах город Шарукань был взят войсками великого князя киевского Владимира Мономаха. В XII — начале XIII века Шарукань запустел. Территория современной Харьковщины вошла в зону так называемого Дикого поля.
Мифический казак Харько
В Харькове, в начале проспекта Науки, в 2004 году был установлен памятник работы Церетелли, который в народе называют «Казак Харько». Хотя официальное название памятника – «Основателям Харькова».
Легенда о казаке Харько, очевидно, основана на убеждении, что основатель славного города должен быть персонифицирован. В основателях Рима числится его первый легендарный царь, сын бога Марса – Ромул. Основателем Киева считается легендарный персонаж Кий. Харьков, соответственно, основал казак Харько, живший в конце XVI – первой половине XVII веков. Казак возглавлял группу переселенцев, которые вышли из пределов Речи Посполитой и обрели новое жилище в междуречье Лопани и Харькова. Харько и дал название городу.
Эту, не менее прекрасную, чем остальные, версию, подмывают некоторые данные о том, что топоним Харьков в качестве названия реки был известен ранее появления казака Харько.
Легенда об осадчем Каркаче
Легенда крайне близкая по содержанию истории о казаке Харько. Группой переселенцев, которые осели на современной Университетской горке между 1630 и 1653 годами, руководил Осадчий Иван Каркач. Правда, и эту историю исследователи режут на корню, утверждая, что Каркач не мог дать имя городу. Почему – см. выше.
Квитка – основатель Харькова
Не исключено, что один из самых знаменитых харьковчан Григорий Квитка-Основьяненко, вдохновившись выше описанными легендами, сочинил собственную версию основания Харькова. Сюжетно она мало разнится с историями о казаке Харько и осадчем Каркаче, однако роль славного предводителя основателей города Квитка-Основьяненко отвел своему предку Андрею Квитке.
Живший в Киеве Андрей Квитка увлекся дочерью местного воеводы. То ли вероятный брак был неравным, то ли молодых влекла дорога странствий, они бежали из Киева и стали первыми поселенцами в междуречье Харькова и Лопани, где впоследствии возник город. Якобы Квитка прикладывал усилия для привлечения новых переселенцев из Надднепрянщины и таким образом способствовал росту населения молодого города.
Но даже с учетом всех заслуг Григория Квитки-Основьяненко перед Харьковом, все историки признают его версию наиболее фантастической.
Версия, лишенная таинственности и романтики
В 1648 году в пределах собранной из земель Польши, Литвы и юго-западных древнерусских княжеств Речи Посполитой возник военно-политический кризис. Десятки тысяч бойцов королевского и казацкого войск не только долгие годы истребляли друг друга, но и в высшей степени досаждали мирному населению. Наиболее мобильная часть населения в поисках лучшей доли отправилась в пределы Дикого поля, которое в первой половине XVII века начало более-менее активно заселяться. На месте одного из поселений между Лопанью и Харьковом по указу царя Алексея Михайловича воевода Воин Селифонтов поставил крепость. Так и появился город. А название оному дали по названию реки. Вот так все просто.
Длительное время основанием города считали 1655 год. Посвященный 250-летию Харькова исторический труд Багалея и Миллера вышел именно в 1905 году. Но спустя сто лет городскую историю резко увеличили на год. Отныне официальной датой основания считается 1654 год – дата также во многом условная.