Куры передохли, высылайте новый телескоп
Активизировавшееся вождение хороводов вокруг основного закона буквально за несколько дней до запланированного голосования за конституционные изменения (или же против таковых) в очередной раз подводят стороннего наблюдателя к мысли, насколько была права захваченная оккупантами пятидесятилетняя дочка офицера. Однозначно далеко не все. Вернее, вообще не все однозначно.
Камнем преткновения на пути вот-вот уже было пошедшего процесса остается пункт о статусе Донбасса («Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом»), который вызвал волны негодования со стороны партий и движений, ведущих борьбу за монополизацию патриотического сектора местной политики. Голосовать за данную тему в правящей коалиции не хочется почти никому, отчасти, в силу глубокого психологического дискомфорта от осознания, что «не все сталось, як гадалось», отчасти, из-за конъюнктурных соображений, поскольку славой миротворца вряд ли поделятся со всеми, а заполучить обвинения в сдаче национальных интересов – легче легкого.
Даже Президент пытается доказать, что зрадопэрэмэжный кубик Рубика, не смотря на хаотическое распределение разноцветных шашечек, собран абсолютно правильно, просто не каждому дано постичь закономерности рисунка. По его версии, «проект изменений в Конституции не предусматривает и не может предусматривать никакого особого статуса Донбасса, проект лишь допускает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом». Никакой он не особый, просто специфический, то есть нестандартный, оригинальный, самобытный, своеобразный и даже, не побоимся этого слова, нетривиальный.
Секция по антикоррупционной борьбе
Но нет таких крепостей, которых не взяли бы антибольшевики. И едва ли не лучший способ выкрутиться из неоднозначной ситуации – это довести ее до абсурда. К примеру, во времена проклинаемого ныне прошлого данная технология была доведена до совершенства. Поклонники Аркадия Райкина наверняка помнят совершенно гениальный миниспектакль про «колесы и насосы». В ответ на требования немедленно поставить партию насосов дирекция колесно-насосной фабрики, завалившая выполнение заказа, решила запустить дурочку. И в ответ полетела телеграмма: «Докладываем с радостью ваше распоряжение выполнено. Колеса направлены на Урал. Сидоров представлен к правительственной награде». Затяжная переписка, в конечном итоге, завершилась посланием в министерство: «Куры передохли, высылайте новый телескоп».
А поскольку украинский законодатель значительной частью своей жизни зацепил еще те времена… В общем, «помнят руки-то, помнят родимые».
Обращение 51 народного депутата в Конституционный суд с просьбой разъяснить термин «следующая очередная сессия» наверняка займет достойное место в рубрике «Классика жанра».
Для понимания, согласно статье 155, законопроект о внесении изменений в Конституцию, предварительно одобренный большинством от конституционного состава, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее чем две трети от конституционного состава парламента.
Вот тут-то депутаты и впали в непонятки: следующая – это значит непосредственно следующая или же любая сессия со статусом очередная. И это еще избранники очень глубоко копнули, аж до 155-й статьи. Основной закон уже статьи с третьей нуждается в серьезном толковании. «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью». Это любой человек, представитель вида Homo sapiens, или же конкретный с определенными именем и фамилией? Например, «Тарас Петрович Сидоренко, его жизнь и здоровье, честь и достоинство…» и далее по тексту.
«Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства». Имеются в виду вообще «права» или какие-то конкретные? Например, водительские. Исчерпывается ли понятие свобод фразой «Все, свободен!» или нужны какие-либо разъяснения по поводу направления свободного движения?
В общем, о каких конституционных реформах может идти речь, когда все законодательство нашпиговано коллизиями, как булка изюмом.
Конечно, для постижения сущности спорного понятия проще всего было бы заявиться в ближайшую поликлинику и отследить реакцию пациентов на реплику врача: «Следующий!» Но, пожалуй, встреча законодателя с посетителями рядовых медучреждений, что называется тет-а-тет, грозит обернуться потерей кворума на многие месяцы, что опять же только затормозит стремительное продвижение реформ.
Смелой попыткой делигитимации принятия грядущих конституционных изменений (ежели таковые состоятся) можно считать создание проекта Закона «О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины», составители которого предлагают вносить изменения в основной закон только по решению общенационального референдума. По замыслу авторов, инициатива конституционных изменений должна идти исключительно снизу, а механизм реализации работать по многоступенчатой схеме: сбор 3 миллионов подписей не менее чем в двух третях регионов не менее 100 тысяч в каждом (и это только начало) – проверка подписей (ибо один ловкий писарь может наставить полмиллиона крючков за день) – выборы 300 членов конституционного собрания в 75 четырехмандатных округах (это только люди с математическим складом ума осилят) – создание проекта новой конституции (или – самый трансформирующий сознание пункт - принятие решения об оставлении Конституции без изменений) – ну и наконец-то (Оркестр, туш!) проведение референдума. Все попутно принимаемые решения Президентом и ЦИКом можно опустить, поскольку при идеальном исполнении законодательства (а иного у нас и не бывает) они являются чисто техническими этапами.
Замысловатость процедуры как бы намекает, что реализация процесса от и до по плечу только очень влиятельным и, скорее всего, обеспеченным людям. Но, очевидно, предполагается, что само извлечение из антресолей общественного бытия облика носителя верховной власти подействует на современный политический бомонд столь же отрезвляюще, сколь крест животворящий на демонов.
Попутно в Раде ведется поиск 300 голосов. Во всяком случае, визит полпредов Оланда и Меркель в теории должен был содействовать ускорению данного действа. Голоса, доносящиеся из кулуарщины, вещают, что такого количества еще нет, но как показало голосование по бюджету, признанному всеми радетелями за народную долю антинародным, даже в самых сплоченных рядах могут образоваться бреши. Закон о перевыборах в Кривом Роге, повышенную заинтересованность в котором проявляла фракция «Самопомичи», до сих пор остается не подписанным. А это означает, что кое-какие доводы припасены не только для отличающихся политической гибкостью радикалов.
Недобор же голосов может активизировать усилия КС по философскому переосмыслению сущности понятия «следующая очередная». А это в свою очередь наделило бы участников конституционного процесса столь желанной для них возможностью немножко потянуть время в надежде на то, что, как говорил наш замечательный сатирик Аркадий Райкин, «за это время или насосы отменят, или завод реорганизуют, или министерство ликвидируют».