Кто заменит "Терминатора"?

1278

Отказ Верховной Рады восьмого созыва снимать Юрия Луценко с должности генернального прокурора явился лишь попыткой реанимации "бесчувственного тела" с помощью припарок.

Результаты прошедших парламентских выборов вполне прозрачно намекают на то, что дни Юрия Витальевича в правоохранительных органах (не исключено, что и в публичной политике) сочтены. Причем настолько, что в информационном пространстве появилось имя вероятного сменщика Луценко на ответственном посту.

По версии Владимира Зеленского, "свято место пусто не бывающее" мог бы занять профессиональный юрист и чиновник Руслан Рябошапка, вероятность назначения которого действующий глава государства обозначил репликой:

"Я с самого начала президентской кампании говорил, что Рябошапка крутой специалист. Я вижу его одним из претендентов".

Сам претендент свои шансы на генеральное прокурорство оценил примерно, как блондинка из анекдота вероятность встречи с динозавром – 50 на 50 ("либо встречу, либо нет").

Но так как иные варианты на информационных горизонтах не наблюдаются, придется довольствоваться тем, что есть.

"Универсальный солдат"

В классике на смену "Терминатору" (такое прозвище явочным порядком присвоил себе Юрий Витальевич еще в 2007 году) приходил "жидкий Терминатор". Но в реальной жизни не все столь схематично. Претендент на должность главного прокурора скорее напоминает иного голливудского персонажа – "Универсального солдата", так как вполне успешно сотрудничал с самыми различными политическими режимами. 42-летний профессиональны юрист Рябошапка (инженера-электротехника Луценко неоднократно упрекали в отсутствии профильного образования) начал карьеру госслужащего еще при "первом Кучме", пересидев в министерстве юстиции не одного президента. Среди противников режимов (в том числе и "кровавого") замечен не был, и когда Юрий Витальевич "мотал срок", по одной версии, в качестве политического заключенного, по другой, как лицо, совершившее должностное преступление, Рябошапка трудился в секретариате Кабинета министров.

Вершинами чиновничьей карьеры Рабошапки можно считать должность замминистра юстиции в первом правительства Яценюка и замглавы АП при шестом президенте Зеленском.

А что в декларации?

Двадцатилетие, проведенное на государственной службе, не позволяет кандидату похвастаться исключительным имущественным достатком.

Согласно наиболее поздней (март 2018-го) декларации, размещенной на сайте declarations.com.ua, Рябошапка совместно с супругой владеет квартирой под Киевом площадью 150 квадратных метров и автомобилем Volvo XC90 2012 года выпуска (приобретена в подержанном состоянии в 2017 году за 808,6 тыс грн.). Зарплата за 2017 год составила 414,15 тыс. грн.

По данным того же документа, главным добытчиком в семье можно считать супругу. На ее счету дом во Франции площадью 145 квадратных метров стоимостью 12,4 млн грн., автомобиль VOLVO XC 70 2013 года выпуска и годовой заработок почти 3 миллиона гривен.

Индивидуальная евроинтеграция

Супруга Рябошапки проживает во Франции и работает в Европейском суде по правам человека. По версии издания zn.ua, с ней же проживают и трое сыновей чиновника. Так что задача евроинтеграции на персональном уровне претендентом на генпрокурорский пост частично решена.

Мастер политических прогнозов с метафорическим мышлением

В президентской команде Рябошапка появился в период предвыборной гонки, запомнившись высказыванием о требовании проведения дебатов в исполнении одного из кандидатов: "Я не вижу просто смысла начинать эти, извините за грубое слово, собачьи бои, когда люди устраивают ток-шоу, а не дискуссию или обмен взглядами по программам".

Не очень лестно по отношению к обоим участникам президентской гонки и достаточно избито с точки зрения метафоричности.

Но, в принципе, оратор оказался отчасти провидцем – на состоявшихся дебатах обмена программными установками так и не получилось.  Все свелось к банальному поливанию друг друга из ассенизационных (в переносном смысле) брандспойтов.

Всех распустить, набрать новых

Свое видение функционирования прокуратуры при шестом президенте Рябошапка сформулировал в интервью Lb.ua: распустить, набрать новых.

Среди магистральных тезисов: невозможность реформирования и кадровое очищение (или чистка, кому как более по душе).

Далее цитата: "В течение последних пяти лет власть, якобы придерживаясь европейских стандартов, закрепила своих людей в системе. И сегодня способов ее изменить практически нет. В том числе, из-за очень ограниченных требований об увольнении прокуроров, заместителей генпрокурора и его самого".

Не факт, но можно предположить, что после отстранения Юрия Луценко Генеральная прокуратура может и вовсе прекратить свое существование с сокращением всех сотрудников. На ее месте может появиться, например, "Главная прокуратура". По одной из версий, именно полная кадровая перегрузка от топов до вахтеров лежала в основе перелицевания Администрации президента в Офис президента (более ранний пример – создание патрульной полиции).

Уголовное дело против Рабошапки. Будет ли "ответка"?

В 2016 году против Рябошапки открыли уголовное дело за незаконное обогащение.

Заявление в столичную прокуратуру направил нардеп от БПП Иван Винник. Он указал, что 30 октября 2015 года на банковскую карту Рабошапки пришли 270 тысяч гривень от "Программы развития ООН в Украине", с назначением платежа – пополнение счета.

Генпрокурор Юрий Луценко, комментируя данную историю, заявил, что деньги ПРООН, выделенные на деятельность НАПК, где работал Рябошапка, были разворованы, и агентству пришлось работать в "ужасных условиях".

Сам же Рябошапка ответил, что деньги ему на карту действительно приходили - как официальному эксперту Организации.

В свете данной скандальной истории можно предположить, что отставленному генпрокурору и его соратникам по борьбе прилетит какой-нибудь привет от новоназначенного (если таковое назначение состоится). Хотя, учитывая отсидку Луценко во времена разжалованного из президентов Януковича, его новая посадка при шестом президенте выглядела бы как цитата из неизвестного философа о двоекратном повторении истории – один раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса.

Екатерина Павловская