Кризис политического юмора, или ПостТРАМПатический синдром

2088

Прошедшие выборы, возможно, войдут в политическую историю страны не только как наименее добросовестные со стороны участников по отношению друг у другу, но и чрезвычайно затянувшимся периодом индивидуального и группового непризнания результатов голосования.

Подобное явление – попробуем обозначить его термином «постТРАМПатический синдром» – наблюдалось после выборов в Соединенных Штатах Америки в 2016 году.

Несмотря на то, что политический юмор пребывает в состоянии глубочайшего кризиса по причине низкого уровня исполнения и столь же невысоких требований, предъявляемых конечным потребителем, все еще противоборствующие стороны предпринимают робкие попытки прибегать к инструментам сатиры, как одному из наиболее эффективных инструментов выставления оппонентов в неприглядном свете. (Напомним, 21 апреля состоялся второй тур президентских выборов, разделивший в зависимости от политических предпочтений избирателей приблизительно в следующих пропорциях – 25% на 73%).

"Сам - дурак"

Самым примитивным (и по большей части софистическим) способом подтверждение собственной состоятельности считается доказательство несостоятельности оппонентов по принципу «я – д’Артаньян, а все - дураки».

Добиться некоторого эффекта довольно просто - разместить фото с "логотипом" оппонента. В данном случае, о содержательной части индивидуума можно о только догадываться. Не исколючено, что перед зриетелм - кандидат технических наук. Но, не исключено, что авторы склонны утверждать обратно.

Еще менее затейливая картина, которая означает: "Все, кто против нас - зомби". Аргументационная составляющая в данном случае выносится за скобки.

Две последние "шутки" - более сложного порядка, так как предполагают наличие некоторых, пусть и достаточно примитивных причинно-следственных связей.

Зеленский в Турции

«Мальдивский вояж» Петра Порошенко создал гораздо больше шума, нежели «турецкий поход» Владимира Зеленского, что можно при желании трактовать как несопоставимость масштабов личности. Сетевым юмористам удалось лишь создать фейк о встрече Зеленского с депутатом немецкого Бундестага Грегором Гизи, который якобы является российским лоббистом, и условно шуточную историю о том, что Петр Порошенко подсылает к новоизбранному президенту российских журналистов для троллинга.

"Майор" Порошенко

Во время избирательной компании Петр Порошенко столько раз рассказывал о том, что Зеленский не служил в вооруженных силах, что прилет ответки был просто предопределен. Изобретатели сетевого юмора предложили «майору» Петру Порошенко явиться в военкомат и записаться на военную службу. Отсутствие подобного шага станет развитием темы личной трусости, которую регулярно муссировал пятый президент во время предвыборной гонки.

Зеленский и государственный язык

Обвинения Зеленского в слабом знании (или незнании) государственного языка не нашли сколь-нибудь яркого творческого продолжения, кроме лежащей на поверхности шутки: пригласить для него в качестве преподавателя бывшего депутата законодательного собрания Ирину Фарион, которой приписывается ярко выраженная русофобская жизненная позиция. Но после принятия профильного закона, предусматривающего необходимость языкового сертификата для всех госслужащих от клерка до главнокомандующего, юмористическая составляющая данной тематики резко пойдет на убыль.

Зеленский и Пасха

Противники шестого обратили внимание на то, что оный не достаточно акцентированно откликнулся на пасхальные торжества, в то время как Петр Порошенко максимально демонстративно выказывал свою принадлежность к одной из религиозных конфессий. В результате родился контррезон – не смешной, но в меру остроумный.

Языковой закон

Вопреки ожиданиям принятие столь судьбоносного акта как «языковой закон» не стимулировало повышенной сатирической активности. Среди более-менее удачных опытов можно отметить реплику «Почему лук стоил по 9 гривен, а цибуля – по 40» и достаточно остроумную карикатуру.

Порошенко и второй срок

Поездка Петра Порошенко в условно базовый для него с электоральной точки зрения регион – Львовскую область – также не породила стремительной креативной активности создателей занимательного контента. Поэтому досиживающему срок госчиновнику пришлось юморить самостоятельно: «Господь поможет – и я вернусь на должность президента». Эта реплика действительно имеет все шансы претендовать на лучшую шутку последних дней. Ибо, как говорят наши стратегические партнеры, если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Мнение редакции не совпадает с мнением или оценками авторов иллюстративного материала. Подборка иллюстраций, взятых из открытых источников, созадана с целью обозначения некоторых тенденций формирования современного информационного пространства.

Екатерина Павловская