Коррупция как способ привлечь внимание

4707

Вместо эпиграфа.

Открытию Специальной антикоррупционной прокуратурой дела против генерального прокурора Луценко посвящается.

Позитивистское отношение к различным формам проявления бытия позволяет обнаруживать положительные стороны абсолютно во всем, даже в сущностях совершенно никчемных или же вызывающих в массовом сознании однозначно негативную реакцию. Причем полезные свойства могут быть крайне разнообразны.

Один из персонажей культового мультфильма о жизни в деревне Простоквашино демонстрировал крайне узкий взгляд на вещи, утверждая, что польза от картины на стене лишь в том, что она загораживает дыру на обоях. Но живописное полотно способно также удовлетворять эстетические запросы и привлекать внимание публики. Подобно вышеупомянутой картине неизвестного автора отечественная коррупция не только закрывает белые пятна в предвыборных программах практически всех политических партий, но и привлекает внимание стратегических партнеров, что в современной непростой геополитической обстановке значительно важнее.

За кое-каким набором фактов следует обратиться в рубрику «Ты помнишь, как все начиналось» и перенестись в эпоху завышенных антикоррупционных ожиданий и уверенности в живительной силе заграничного вспомоществования.

22 апреля 2014 года на встрече с премьером Яценюком в Киеве вице-президент США Джо Байден заявил буквально следующее:

«Коррупция задерживает развитие общества, уничтожает инновации и пугает инвесторов. Никто не хочет работать с такой страной. Вы понимаете, что коррупция лишает вас уважения и достоинства?»

Ныне уже мало кто помнит, что такое Байден. Но в ту отделенню пору представлялось, что не прислушиваться к его словам могут лишь политические самоубийцы, что порождало кое-какие иллюзии.

Прошло чуть более года.

В октябре 2015-го помощник госсекретаря США Виктория Нуланд раскритиковала работу Генпрокуратуры Украины по борьбе с коррупцией.

Апрель 2016 года выдался особо урожайным.

Та же Виктория Нуланд во время визита в Киев высказала критические замечания по поводу высокого уровня коррупции. Ей же принадлежит метафорические высказывания о бремени «грязных денег и грязной политики», от которых якобы должен был избавиться официальный Киев в 2016 году.

В день визита Порошенко в США редакционная статья The New York Times вышла под названием «Несокрушимая коррупция Украины». И именно повышенный уровень должностных злоупотреблений подарил один из немногих шансов для визитера, чтобы появиться на страницах авторитетного западного издания.

Примерно в тот же период, в самый разгар оффшорного скандала, канцлер ФРГ Ангела Меркель и директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард на совместной пресс-конференции в Берлине потребовали решительной борьбы с коррупцией в Украине.

Декабрь 2016-го. На теме коррумпированности официального Киева оттопталась даже Даля Грибаускайте - глава страны, занимающей в рейтинге противодействия коррупции место сразу же после Ботсваны и Кабо-Верде.

Свое выступление она посвятила опубликованию е-деклараций, которое стало настоящим праздником для глашатаев антикоррупционной борьбы:

"Недавние декларации о доходах показывают, что у вас очень много работы впереди в плане борьбы с коррупцией, которая больше наносит ущерб вашей стране, чем даже война на вашей территории".

Февраль 2017-го. На заседании Атлантического совета в Вашингтоне Кристин Лагард привела Украину в качестве примера страны, где коррупция приобрела масштабы повального бедствия.

Июнь 2017 года. Центральное событие первого президентского срока Петра Порошенко – визит в США для встречи с Дональдом Трампом – был украшен заявлениями вице-президента США Пенса и вездесущей Лагард о коррупции в Украине.

Уже давно не удел и Байден, и Нуланд, и The New York Times практически ничего не пишет об украинской коррупции, но заданный ими дискурс остается по-прежнему остроактуальным.

Поэтому в репертуаре нового госсекретаря США Тиллерсона, намедни посетившего Киев, по большей части присутствовали старые песни о главном, а именно ожидания борьбы с коррупцией.

При информационной поддержке западных партнеров коррупция превратилась в такую же визитную карточку Украины, как сыры для Голландии, часы для Швейцарии или автобаны для Германии. И ни аресты в прямом эфире, ни охота на «бриллиантовых прокуроров», ни 100500 тысяч долларов в трехлитровой банке не смогли поколебать позиции местного политического бомонда в данной сфере. Более того, можно прогнозировать, что напряженная работа по снятию депутатской неприкосновенности и даже сообщения об открытии дела против генпрокурора Луценко не внесут никаких изменений в картину мира. Ведь в условиях перманентного политического и экономического кризиса украинские управленческие элиты пока не в состоянии предложить на международном рынке иные продукты, которые были бы более высокого качества, чем зарубежные аналоги или хотя бы приближались к ним.

Андрей Кравченко