Коронавирус и рейтинги
Карантин карантином, а про политические рейтинги забывать нельзя. Пока вся страна пристально следит за коронавирусными новостями, Киевский международный институт социологии провел замер политических симпатий.
Популярность Владимира Зеленского падает, валится, рушится, и, тем не менее, продолжает оставаться на уровне, значительно более высоком, нежели достигали политические тяжеловесы всех окрасов за последние три десятка лет.
В сентябре 2019-го деятельность главы государства положительно оценивали 74% участников опросов. В декабре 60%. В марте – 46%. Казалось бы, рейтинговый крах – налицо. Но…
С учетом того, что ни одно электоральное ожидание не было оправдано, рейтинг главнокомандующего должен приближаться к отметке абсолютного нуля.
Ни экономического оживления, ни активизации антикоррупционных мероприятий, ни снижения социального прессинга со стороны государства по отношению к бедной и очень бедной части населения (то есть процентам к 85-90) не произошло. «Я ваш приговор», «Весна приде, саджати будемо», «Країна в смартфоні», «Яка це на фіг реформа» и прочее, так и не вышли за рамки предвыборной лозугновщины.
Но даже «обвалившийся» до 46% рейтинг – уровень совершенно не достижимый для всех политиков «старой школы».
Данный феномен пока не находит однозначного объяснения у аналитиков. Можно лишь строить догадки.
Не исключено, что действие установки «Он такой же парень, как и мы» все еще продолжается.
Тезис «Царь – хороший, бояре - плохие» также является неплохим утешением для ощущающих резкий диссонанс ожиданий и объективной реальности.
Также не малое влияние на рейтинг имеет сохранение иллюзорного восприятия действительности, на что четко указывает оценка избирателями действий власти по преодолению распространения коронавируса. Успешными или скорее успешными их считают 40% опрошенных.
Хотя общая ситуация в стране показывает, что действия власти оказались успешными лишь в одном направлении – ограничение работы коммерческих структур, городского и междугороднего транспорта.
Власть не в состоянии обеспечивать контроль цен на продукты, лекарственные препараты и медицинские средства защиты.
Уровень обеспечения средствами индивидуальной защиты вряд ли многие смогут оценить как удовлетворительный.
Несколько встревоженные нагнетанием ситуации врачи и пациенты начали активно постить видео из разгромленных временем и судьбой районных больниц.
Не исключено, что более-менее объективное восприятие коронавирусной истории невозможно при наличном незначительном охвате населения тестированием. По данным Центра общественного здоровья, с начала 2020 года до 3 апреля поступило 4404 подозрения на коронавирус. То есть тестирование официально (так как есть случаи сокрытия данных в частных клиниках) прошли не более 4404 человек.
Как отметил один из наблюдателей, лучший способ борьбы с коронавирусом – отсутствие диагностики. Нет тестирования, нет выявленных заболевших. Не выявленных заболевших, нет проблемы.
Для сравнения, только в Харькове с начала 2020 года в лечебные учреждения по поводу гриппа и ОРВИ обратилось 23,9 тыс. человек. В 2020 году только в Харькове было зарегистрировано 3607 случаев пневмонии (26 скончались). Если учесть, что, по утверждениям медиков, у значительной части людей коронавирус имеет легкие формы, то тестированию следует подвергать всех. Как видим, этого не происходит. И пока что принцип отбора широкому кругу общественности мало понятен (а скорее всего, не понятен вовсе).
И не смотря ни на что, 40% оценивают действия власти положительно. Сколь это ни парадоксально.
Не исключено, что коронавирусная история в перспективе станет одой из наиболее популярных отговорок в исполнении представителей правящего кластера в стиле «Мы хотели, но нам не дали». Однако далеко не факт, что по итогу пандемия будет воспринята электоратом в качестве политического форс-мажора. Например, для МВФ распространение коронавируса не стало поводом для предоставления льгот и поблажек. Избиратель более терпелив. Но как показала практика последних президентских и парламентских выборов – не менее требователен и непреклонен.