Конец эпохи Минстеця

2271

Вместо эпиграфа.

Как, уже уходите? Даже чаю не попьете?

(Из устного фольклора)

 

Создававшееся под неформальным лозунгом «Дело архиважное и архинужное» Министерство информационной политики за более чем два года своего существования так и не смогло доказать собственную значимость настолько, чтобы заявление об отставке министра Юрия Стеця могло бы сравниться по степени важности будущего кадрового передела, например, с отставкой главы Нацбанка Валерии Гонтаревой (если, конечно, таковая в ближайшей перспективе вообще состоится).

Тем не менее, уровень ажиотажа, разогнанного по новостным лентам в период появления МИПа в структуре исполнительной власти, обязывает хоть к краткому подведению итогов отрезка времени, который имеет определенные шансы войти в современную историю страны как «Эпоха Минстеца».

Напомним, что Министерство информполитики было создано в начале 2015-го с целью, как говорили в старину, продвижения политики партии и правительства в народные массы.

По версии самого Юрия Стеця, новая структура должна была стать министерством «аналитиков, «головастиков» и креативщиков — людей, которые должны творить, а не запрещать». Но как показали два года напряженной работы, с первым блоком что-то пошло не так.

Целый ряд начинаний, занесенных в графу «несомненные достижения», относятся скорее к разряду деятельности, которую во времена социалистического реализма называли созданием индустриального грохота, только в современном исполнении с несколько приглушенным звучанием. Основной проблемой МИПа стал фактор, являющийся наибольшим кошмаром для всего, что связано с распространением информации – низкие рейтинги

 

Низкие рейтинги - 1

Частичное крушение заранее намеченных планов уже на старте создания канала иновещания могло настраивать на пессимистический лад лишь людей, находящихся в плену суеверий и предубеждений. Изначальное название нового телеканала Ukraine Tomorrow (очевидно, своеобразный перевертыш Russia Today) оказалось запатентованным Дмитрием Фирташем. Связана ли крайняя низкорейтинговость телеканала именно с этим обстоятельством – предмет всестороннего разбирательства в экспертной среде. Но факт остается фактом – взорвать информпространство не удалось.

Например, в youtube канал UATV имеет 3 тысячи подписчиков. А новостные посты собирают по 40-80 просмотров. С таким уровнем охвата аудитории телеканал скорее напоминает пхеньянские кварталы новостроек, в которых никто не живет.

Для сравнения раскрученный блогер может иметь порядка миллиона подписчиков и каждым постом окучивать аудиторию от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек. Вряд ли следует утверждать, что один видеоблогер может оказаться эффективнее телеканала с десятками сотрудников и миллионными бюджетами. Блогерство и телевидение – суть разные жанры. Но цифры вещь упрямая. Во всяком случае, более упрямая, нежели буквенные знаки.

 

Низкие рейтинги - 2

Запущенный в феврале 2015-го проект «Информационные войска Украины» - по большей степени интернетный – продержался на youtube с месяц и обосновался на ФБ. Проект привлек более 40 тысяч подписчиков, что в несколько раз меньше показателей более-менее раскрученных представителей политического бомонда и продвинутых пользователей.

 

Низкие рейтинги - 3

Представителям МИПа не удалось обеспечить достаточно высокий уровень собственного медиаприсутствия, что напрямую противоречит самому названию Министерства информационной политики. В рейтингах популярности глава ведомства занимал места в шестом-седьмом десятках, уступая не только большинству министров, но и даже некоторым их советникам.

 

Нулевая целевая аудитория

Среди основополагающих задач МИПа значится концентрация особого внимания на реинтеграции в Украину Автономной Республики Крым.

Реализация стратегического проекта на территории Херсонской области по большей части напоминала историю о человеке, который потерял деньги в палисаднике, а искал их под фонарем, потому что там светло. А невысокая весомость документа под названием «Стратегия информационной политики по реинтеграции переселенцев» обуславливалась тем, что решившие оставить насиженные места и переселиться на материковую Украину граждане уже имели для этого более серьезные основания, нежели те, которые мог бы сформулировать «инфопол». То есть они уже не нуждаются в дополнительной просветительной и агитационной нагрузке в месте прибытия. А информпродукт, который смог бы заинтересовать население по ту сторону перекопа, так и не был презентован.

 

Вперед в прошлое

Чрезмерная вера во всемогущество телевидения, аудитория которого все стремительнее сдвигается в сторону категории 80+, привела к организации деятельности по схеме «максимальные затраты с минимальным уровнем эффективности». К тому же, очередные попытки «впихнуть невпихуемое», в данном случае, вмонтировать идею всеобщего участия в тотальной информационной войне с попытками демонстрации приверженности принципам свободы слова, привели к значительному снижению качества телепередач. А при существующем уровне ценности последних сообщения МИПа о строительстве трех новых башен в зоне вооруженного конфликта с большим трудом можно рассматривать за рамками антиутопий братьев Стругацких.

***

Но, пожалуй, одно стратегическое достижение Министерства способно перевесить все провалы, причины которых кроются по большей части в невысоком уровне исполнительского мастерства, нежели в недостатках самой системы.

Из медиапространства как-то само собой испарилось демонстративное неприятие идеи создания и существования подобного министерства, аналоги которого наблюдаются лишь в незначительном количестве стран, имеющих крайне косвенное отношение, например, к европейскому выбору (Пакистан, Индия, Замбия, Белоруссия, Казахстан).

Никто не повторяет присказку «Минстець подкрался незаметно», не поднимает вопрос о введении цензуры, не тычет пальцем в сторону стран западных демократий. Критические высказывания представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуни Миятович исчезли из новостных лент, а термин «Министерство правды» снова вернулся на страницы романа Джорджа Оруэлла. Следовательно, очередной этап открытия Окна Овертона успешно пройден. Проект пережил наиболее непростые времена и имеет все шансы к творческому развитию. Занимательным темой для обсуждения остается лишь персона будущего главы «инфопола».

Андрей Кравченко