Кого запишут в олигархи? В Раде появился исторический закон

5867

Только ленивый за последние пару десятков лет не кидался виртуальными каменьями в олигархов, подразумевая, что основной массив социально-экономических проблем проистекает именно от этой категории граждан.

На 30-м году формирования в стране либерально-буржуазной системы хозяйствования и отношений в политической сфере ставки в антиолигархической борьбе повысились настолько, что олигархов отнесли к фактору, угрожающему национальной безопасности страны. На что, собственно, указывает само название созданного в недрах правящей монокоалиции проекта закона №5599 «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, которые имеют значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)».

Кто такие олигархи?

Для того, чтобы бороться с олигархами, необходимо иметь хоть какое-то представление, кто это такие.

Авторы законопроекта предлагают определять олигархов по четырем признакам:

  • первый - участвует в политической жизни;
  • второй -  имеет значительное влияние на средства массовой информации;
  • третий - является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) субъекта хозяйствования, который является субъектом естественных монополий или занимает монопольное положение на общегосударственном товарном рынке;
  • четвертый - подтвержденная стоимость активов превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года, то есть, на данный момент 2,7 млрд гривен.

2,7 млрд гривен по нынешнему курсу, это немногим более 82 млн долларов. Для сравнения, в ФРГ в категорию малого и среднего бизнеса относятся компании с численностью персонала до 250 человек и годовым оборотом до 50 млн евро (60 млн долларов).

Отечественные олигархи не особо оторвались от категории среднего бизнеса. Но, как говаривал сын турецкоподданного, в Черноморске и до революции человек с 10 тысячами считался миллионером.

Для получения статуса олигарха необходимо обладать всеми четырьмя признаками, что – не исключено – даст широчайшие возможности для применения системы избирательности.

Кто будет определять, кто олигарх, а кто нет?

Механизм назначения в олигархи предлагается максимально простой: Совет национальной безопасности и обороны принимает решение о том, что некто N является олигархом. Президент издает указ о введение в действие решения СНБО.

Всё.

Как можем заметить, не боги горшки обжигают.

Не нужно никаких судебных тяжб со сбором доказательств, привлечением десятков адвокатов, заседаниями, слушаниями, прениями, которые могут тянуться годами.

Как говаривал один знаменитый персонаж в повести Михаила Булгакова: «Пропечатал в газете, и - шабаш».

Попал в олигархи, и что дальше?

А вот тут-то и начинается самое интересное.

Авторы законопроекта предлагают создать специальный реестр. И самое насущное для почтеннейшей публики, на официальном веб-сайте СНБО будет открыт круглосуточный доступ к реестру с возможностью просмотра, копирования и распечатки информации.

То есть в стране все будут знать, что некие лица являются олигархами. Это будет крайне удобным для всех – и для любопытствующих, и для участников политического процесса. К примеру, если сегодня некоторые относят пятого президента к разряду олигархов, то после составления реестра последний может со ссылкой на официальные источники утверждать: не был, не замечен, не состоял и даже рядом не стоял (если не окажется в списке, конечно).

Олигархов поразят в правах

Собственно, ничего особо ужасного персонам, попавшим в реестр олигархов не грозит. Законотворец предлагает ввести для них поражения в правах по двум пунктам.

Первое - запретить лицам, которые включены в реестр, осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий.

На вершине рейтинга самых богатых людей страны, по версии журнала Forbes, находятся такие граждане, как Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Константин Жеваго, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Александр Герега и Галина Герега, Петр Порошенко и так далее. Кто-то из них делал заявления о финансировании партий? Нет?

Целесообразно было бы в таком случае открыть имена всех лиц, которые делают взносы в партийные кассы. Возможно, окажется, что некоторые партии получили поддержку на пару-тройку миллионов от временно безработных, наемных работников низового звена, представителей малого бизнеса…

Но это, как говорится, иная история.

Второе – запретить олигархам быть покупателями объектов большой приватизации.

Не исключено, что именно ради этого пункта и затевается принятие закона, так как часть персон пытаются отодвинуть не только от политической жизни, но и устранить в качестве конкурентов из процесса распределения госимущества.

Будут ли менять Конституцию?

Для того, чтобы закон действовал, что называется без сучков и задоринок, следовало бы внести очередные изменения в Конституцию.

Статья 24 Основного закона прямо указывает на невозможность «привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам».

Конституция запрещает ограничения по признаку имущественного положения. А это означает возможность признания «закона об олигархах» неконституционным.

Народ будет – за

Вряд ли очень сильно ошибемся, если сделаем предположение, что в стране очень богатых людей не любят. Причина отнюдь не в нелюбви к благосостоянию, а в гигантской социальной пропасти между сверхобеспеченными и малообеспеченными категориями лиц. По официальным данным, средняя заработная плата в стране – 490 долларов. При этом следует понимать, что в общей корзине оказались и топы госкомпаний с зарплатами в сотни тысяч гривен в месяц, и обладатели повышенной до шести тысяч минималки. Средняя пенсия – порядка 125 долларов.

В таких условиях ущемление прав представителей сверхбогатого класса будет пользоваться популярностью среди широких народных масс. Уходящие корнями в глубины веков мечты о добром царе, который придет и накажет злых бояр, достаточно живы даже среди интеллектуальных сообществ, относящих себя к либерально-демократическим направлениям (именно оттуда нет-нет, да и доносятся рассуждения об эффективности разномастных пиночетов или сингапурского политического долгожителя Ли Куан Ю).

Иной вопрос, каковы будут конечные результаты. Пока на этот вопрос не в состоянии дать внятный ответ даже сами авторы законопроекта. В пояснительной записке в графе «прогноз результатов» значится буквально следующее:

«Реализация Закона повлияет на лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов) и связанных с ними лиц, а также на публичных служащих».

«Повлияет на лиц» - фраза, не говорящая стороннему наблюдателю ровным счетом ни о чем. Даже дождь влияет на лиц – они становятся мокрыми.

Но не исключено, что инициаторы проекта собираются действовать в соответствии со знаменитым наполеоновским высказыванием: «Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет». Во всяком случае такие понятия, как «а вдруг» и «авось» тоже никто не отменял.  

Дмитрий Михайлов