Кого украинцы видят премьером
Вместо эпиграфа.
"Мы делили апельсин,
много нас, а он один…"
(Из классики детской мультипликации)
В истории страны не было еще случая, чтобы при смене президента премьер-министру удалось сохранить свое место.
Несмотря на анонсирование широкомасштабных социальных проектов по повышению заработной платы до 620 долларов в 2021 году, дни премьера Гройсмана сочтены. Даже при самой благоприятной конъюнктуре ему вряд ли удастся пережить (в политическом смысле, естественно) ближайшие парламентские выборы, когда бы они ни состоялись – вот-вот или в соответствии с ранее намеченным графиком – осенью текущего года.
Назначение даты инаугурации на 20 мая повысило активность экспертного сообщества, уже изрядно утомившегося от пережевывания результатов последней президентской гонки. У новоизбранного появилась целая неделя для разгона действующей Рады. В воздухе почувствовался тлетворный дух выборов: "А что? А вдруг?"
Фракция "Народного фронта", которой в новом парламенте не будет по причине ничтожно низкого рейтинга, решила подстраховаться, выйдя на всякий случай из коалиции. По закону появляется свободный месяц на формирование нового большинства, а, следовательно, тема роспуска на основании реального отсутствия этого самого большинства как бы отпадает. Но, тем не менее, социологи уже озаботились народным мнением на предмет того, кого можно было бы пристроить в еще не остывшее после Гройсмана премьерское кресло.
Либо электорат оказался куда менее оригинальным, нежели на президентских выборах, то ли ему был предложен крайне ограниченный перечень вариантов, но итоги совместных исследований центра "Социальный мониторинг", Украинского института социальных исследований имени Яременко и Социологической группы "Рейтинг" отнюдь не потрясли воображение.
Первое место занимает Юлия Тимошенко – 10,2%.
Второе и третье делят Игорь Смешко и Юрий Бойко – 10%.
За пределами призовой тройки места распределились следующим образом.
Идущего четвертым нынешнего премьера поддерживает 8,8% участников опроса.
- 5. Анатолий Гриценко – 7,1%.
- 6. Олег Ляшко – 4,4%.
- 7. Петр Порошенко – 3,9%.
- 8. Андрей Садовой – 3,7%.
- 9. Владимир Медведчук – 2,6%.
- 10. Игорь Коломойский – 2,3%.
- 11. Арсений Яценюк – 2,1%.
- 12. Виталий Кличко – 0,5%.
- 13. Арсен Аваков – 0,4%.
- Иные кандидаты – 11%.
Замыкает турнирную таблицу вариант, который на самом деле должен ее возглавлять – "трудно ответить" – 23%.
Самое любопытное в результатах опроса – даже не то, что крайне мало себя проявивший в сколь-нибудь заметной созидательной деятельности действующий премьер Гройсман взлетел аж на четвертое место, а то, что весь список имеет крайне незначительные шансы на пост номер два.
Почему премьером не станет Тимошенко
При всем уважении к трудовому пути Юлии Владимировны пик ее формы пришелся на 2010-й. Дальнейший ее путь очерчивается словами песни несравненного БГ:
"Только поздно мы все на вершине,
И теперь только вниз босиком".
Что собственно и подтвердили результаты последних и предпоследних президентских выборов: 12,8% и 13,4%.
Результат парламентских выборов 2014 года позволил партии Тимошенко уже на ходу вскочить на подножку убывающего поезда – 5,7%. Так что при сложившемся раскладе электоральных симпатий Юлии Владимировне кроме политического долголетия похвастаться решительно нечем.
Есть, к примеру, ситуации, когда прапорщик может стать командиром батальона. Для этого необходимо, чтобы из строя выбыли комбат, все его заместители, все командиры рот и все командиры взводов. Шансы Тимошенко вознестись к управленческим вершинам примерно такие же.
Почему премьером не станет Смешко?
Некий давно не светившийся в публичной политике человек из прошлого мог бы претендовать на высшую должность в двух случаях: заведя в Раду самую большую фракцию или заполучив "золотую фишку", обсыпанную бриллиантами. Ни того, ни другого у Смешко нет. Да и само попадание политсилы под его руководством в законодательное собрание отнюдь не является фактом.
Почему премьером не станет Бойко?
На данный вопрос мы уже отвечали в одной из ранних публикаций. Электоральная база бывших регионалов была разрушена в 2014 году. Восстановлению она не подлежит. Но даже добившийся премьерства при невероятном стечении обстоятельств бывший регионал легко свергаем народными волнениями по образцу уже упомянутого 2014 года. Разве, что очень мощная поддержка стратегических партнеров (которой у Бойко нет) может дать хоть какие-то шансы.
Почему не Гройсман, не Гриценко, не Ляшко, не Порошенко и не Садовой?
Из данного пула лишь Петр Порошенко имеет более-менее уверенные шансы завести в Раду дружественную себе фракцию. А если подтвердятся предположения о том, что презентованная намедни партия Вакарчука "Голос" – проект пятого президента, то при благоприятном исходе, БПП может укрепиться лишними 20-30 мандатами. Хотя, если следовать логике политических событий последних месяцев, обе политсилы не должны преодолеть проходной барьер, если оный внезапно не снизят процентов до двух. Премьерский рейтинг Петра Порошенко – 3,9% – не просто на это как бы намекает, а достаточно определенно указывает перстом политического провидения. От 24%, с таким невероятным агитационным трудом добытых на выборах президента, остались электоральные развалины.
Очевидно, что главной интригой грядущих выборов станет не персона премьера, а вопрос о завершении (либо незавершении) переформатирования отечественного политикума, сформировавшегося в промежутке времени от позднего Кучмы до драматических событий 2013-2014 годов. Ответ же на данный вопрос будет зависеть от способности протестного электората повторить всплеск самомобилизации, который был продемонстрирован в первом и в еще большей степени во втором туре президентских выборов. Если избиратель вновь проявит решимость голосовать хоть за табуретку лишь бы не видеть кое-какие лица в коридорах власти, то пределом мечтаний для "старых партий" будет не передел министерских портфелей, а шанс зацепиться хотя бы за полтора десятка депутатских мандатов.