Кого спасут технократы

2990

Возвращение в информационное пространство темы парламентско-правительственного кризиса обозначило завершение очередного цикла круговорота наиболее активно обсуждаемых вопросов, как то, минские соглашения, визовый режим, освобождение политзаключенных, и захода общественной дискуссии на новый виток.

 

Мгновенно разлетевшееся по новостным лентам заявление лидера БПП Юрия Луценко от 2 марта об очередных задачах парламента в связи с разрывом украино-грузинского «безвизового тандема» задало направление прорыва инсайдерской информации. Отведенные заявителем на формирование новой коалиции и правительства две недели в силу всемирного закона совпадений истекают аккуратно в день возобновления заседаний Верховной Рады, которая рано или поздно просто обязана вернуться к поиску новых форматов.

Ожидание отставки правительства Яценюка остается основной тенденцией нового политического сезона. Отсутствие малейших намеков на позитивные результаты реформ в обозримой перспективе зафиксировали в общественном сознании понимание окончательного провала концепции камикадзе. Одной из наиболее популярных разновидностей утешения становится тема создания технократического правительства, начавшая после провального отчета действующего премьера постепенно приобретать более-менее четкие очертания.

Запущенная экс-послом США в Украине Стивеном Пайфером в гущи информационных потоков идея о том, что новым украинским премьером может стать действующая глава Мнфина Наталья Яресько, быстро утвердилась как основная и обросла подробностями. Поначалу призвавшая не спекулировать на теме премьерства госпожа министр, спустя несколько дней якобы начала формировать новый Кабмин, персональный состав которого, однако, натолкнулся на непонимание в окружении Президента. Так что чуть ли не утвержденное главой государства назначение повисло в воздухе, что, впрочем, не исключает возможности для местной «закулисы» вернуться к обсуждению данной темы при дальнейших колебаниях политической конъюнктуры.

Публично не связанная ни с какими политическими проектами Яресько практически идеально вписывается в доминирующие на сегодняшний день представления о понятии «технократ». В отличиt от скатившегося в нули Арсения Петровича ей абсолютно нечего класть на алтарь реформ. Иной вопрос, насколько подобная рокировка в короткую сторону приведет к скорейшему разрешению политического, а в идеале и экономического кризиса.

Возвращение блудных детей в лоно коалиции представляется возможным лишь в случае, если отколовшиеся фракции сами уже глубоко осознали всю пагубность февральского демарша и нуждаются только в поводе для восстановления своего членства в парламентском большинстве. Таким поводом, например, может стать назначение на пост премьера кого угодно, подходящего под определение «не Яценюк». В качестве максимально готовых дать задний ход рассматриваются радикалы Ляшко. При этом временные обладатели сертификата на право приобретения «золотой фишки» вправе рассчитывать в грядущем портфельном дележе на долю, превосходящую их реальный мандатный вес. Иначе все выходы и приготовления к новым входам окажутся хаотичными и бесцельными ерзаниями по простыне с крошками.

Восстановление коалиции в урезанном формате (при любой конфигурации) можно будет считать лишь формальным преодолением парламентско-правительственного кризиса. Хотя и перспективы досрочных выборов выглядят туманными как никогда ранее. Лидер фракции «Самопомощь» Березюк озвучивает такое количество условий, при которых его партия готова идти на досрочные выборы, что фактически исключает свою политсилу из списка инициаторов именно такого способа разрешения кризиса. Обращение к политической мудрости и зрелости избирателей, по версии «СП», возможно после формирования нового правительства, пользующегося доверием. Это, во-первых. Во-вторых, должно состояться назначение нового генпрокурора, который, к примеру, мог бы дать правовую оценку черниговскому формату избирательной кампании, то есть под незлобливое бормотание «Dura lex, sed lex» привлечь к уголовной ответственности провластных и похожих на них кандидатов. В третьих, собран новый состав ЦИК. И в-четвертых, принят новый избирательный закон, исключающий мажоритарку, по которой одни партии добирают по 70 мандатов, а другие – один-два. В общем, дочка готова помогать родителям убираться в квартире, но только при условии, что ей купят позолоченный пылесос.

Усилиями же одной Юлии Тимошенко, активно ринувшейся в гущу уличных акций на почве защиты прав политзаключенных, расшатать парламент до саморазвала  вряд ли представляется возможным. Из двух вариантов для лидера «Батькивщины» – возвращаться в коалицию или жечь глаголом с оппозиционных баррикад – первый даже премьер Яценюк не рассматривает как вероятный. В частности, в своей знаменитой речи «Три варианта выхода из кризиса», говоря об участниках возможной будущей коалиции, ни своего бывшего патрона, ни его фракцию он даже не упомянул.

Назначение нового премьера скорее приведет к переходу политического кризиса из острой стадии в хроническую, но вряд ли более того.

Еще менее обоснованными могут выглядеть претензии «правительства технократов» (в случае его создания) на преодоление кризиса экономического. Прогноз роста ВВП в 2016 году на 2%, выданный действующим премьером, уже подвергается сомнениям и Минфином, и Нацбанком. «Мы можем говорить приблизительно об однопроцентном росте в этом году, а не двухпроцентном», - заявляет претендент на премьерский пост Наталья Яресько. С учетом прогнозируемого экспертами сохранения тенденции сокращения экспортных поступлений (в текущем году падение может составить 20-30% по сравнению с 2015-м) ситуация может еще более усугубиться. Год может быть закрыт с падением, например, процентов на 5, что, в принципе, даже можно будет объявить достижением на фоне 10-процентного падения в 2015-м.

В этой связи почти программное заявление ближайшего соратника Юлии Тимошенко нардепа Власенко о необходимости изменения политики правительства, а не отставки отдельных министров, представляется не лишенным смыслом. Но, как известно, изменение политики – это удел политических гигантов.

Тем не менее, в пользу возможного в обозримом будущем ребрендинга Кабмина (вместо «правительства камикадзе» - «правительство технократов») свидетельствует целый ряд факторов. В том числе и недавнее заявление Президента о его готовности работать с любым премьером, которого предложит парламент. А реплика гаранта «У меня фантастические личные отношения с премьер-министром; я считаю, что он - реформатор, я считаю, что он делает отличную работу» прекрасно вписывается в формат пожелания выдающихся успехов на новом месте работы.

Андрей Кравченко