Когда размер имеет значение

1975

 

Украина занимает 32-е место в мире по числу населения и 44-е место по территории. Если учесть, что в мире сегодня под двести государств, то мы большие, правда?

А раз большие, то и неизбежно разные – тем более, с учетом сложной истории и геополитической ситуации.

И эта величина и разнообразие порождают естественные проблемы и сложности. Чем успешно пользуются наши соседи. А мы им усердно помогаем. Потому что в нашей большой стране наблюдается острый дефицит здравого смысла и толерантности.

Разные – это значит просто разные, без оценок и сравнений. Украина – страна с непростой, драматичной историей. Хотя у кого она простая и легкая?

На нашей величине и разности, а еще – на дефиците здравого смысла и толерантности играют наши недоброжелатели или желатели добра в своем понимании. В результате имеем сегодня АТО на Донбассе и аннексированный Крым.

Можно объяснить эти проблемы плохой экономической ситуацией и вредным влиянием восточных соседей. Есть такое дело, конечно. Однако примеры Каталонии, Квебека или Шотландии показывают, что экономическое благополучие не гарантирует отсутствия центробежных тенденций. Народы тянет в свою идентичность – кого от голода, кого из принципа.

Большие государства обречены на полиэтничность, на сожительство разных групп носителей различных языков и традиций . При этом никто никого любить не обязан – на бытовом уровне, во всяком случае. Любить не обязательно, но желательно – знать, иметь представление, относиться уважительно. И ни в коем случае – не лезть с любовью насильно. Нет ничего деликатнее отношений внутри страны, нет войн страшнее, чем гражданские.

19 декабря Украина отпраздновала День святого Николая. В большей степени – правобережная Украина, что исторически обусловлено. Там дети, которые в течение года «були чемними», находят под подушкой подарки. Так было практически всегда, и это прекрасно. Но на востоке Украины все еще доминирует советская традиция – когда подарки детям приносит под Новый год Дед Мороз. Ну, так сложилось. Нет смысла относиться к этому с какими-либо эмоциями. Стремительно изменить традицию тяжело – особенно если учесть, что средний возраст населения восточных регионов Украины колеблется в диапазоне от 40,9 лет (Днепропетровская область) до 42,3 года (Донецкая и Луганская области). А общая доля населения Украины в возрасте выше 60 лет составляет 22%, и этим нашим соотечественникам как-то не до Хеллоуина.

Перевоспитывать всегда труднее, чем воспитывать с нуля. И делать это нужно максимально деликатно. Тут, кстати, на днях Европейская комиссия «За демократию через право», более известная как Венецианская комиссия, признала украинский закон о декоммунизации не соответствующим стандартам Совета Европы. Венецианская комиссия признает право Украины запретить или даже криминализировать определенную символику или пропаганду тоталитарных режимов, но предупреждает, что в нынешней формулировке закон может привести к нарушению права на свободу высказывания. Да и запрет коммунистической партии вызвал критику со стороны такой уважаемой организации, как Amnesty International.

Впрочем, как известно, строгость закона у нас компенсируется необязательностью его исполнения.

И еще такой момент: объективно необходимые действия, вроде переименования объектов и сноса монументов следует осуществлять либо сразу на сломе эпох, пока душа горит, либо тогда, когда решены базовые экономические проблемы. Война с памятниками или переименование улиц на голодный желудок у большинства населения  вызывает не энтузиазм, а раздражение.

А Дед Мороз не оппонент святому Николаю – это две стороны одной медали. Точнее, две грани одного мирового алмаза, где мирно сосуществуют и Санта Клаус, и Пер Ноэль, и Баббо Натале, и другие национальные ипостаси рождественского волшебника.

Игорь Левенштейн