Клинтрамп или Трамплинтон
Расширение геополитического влияния и географического кругозора украинского политикума обязывает его к проявлению пристального внимания к ключевым международным событиям, среди которых все более набирающая темп президентская гонка в Соединенных Штатах Америки занимает одно из ведущих мест.
В легендарной пьесе Евгения Шварца «Золушка» персонажи, попав на бал (почитай, оказались в центре сказочной геополитики) подсчитывали знаки внимания - взгляды-вздохи принца и реплики короля, в коллекции которых настоящей жемчужиной стала фраза: «Проходите, проходите, здесь дует». Всего насчиталось девять знаков внимания со стороны высочайших особ, что было воспринято как достаточное условие для претензий на различные преференции (в вымышленной истории речь шла о перспективе зачисления в бархатную книгу первых красавиц королевского двора).
Претенденты на 45-е – почти юбилейное – президентство тоже нет-нет да и посылают своим заокеанским партнерам пламенные приветы, что натолкнуло отдельно стоящих аналитиков на мысль о том, будто «украинский вопрос» является одной из центральных тем предвыборных баталий. Особую лепту в данное архиважное дело якобы вносит миллиардер Дональд Трамп, за что, по версии общественного активиста Юрия Бутусова, заслужил выражение благодарности в вольной форме, о чем вышеозначенный активист отписался в одном из бложиков: «Трампу надо сказать спасибо - он делает одной из главных новостных тем выборов в США российско-украинскую войну. Для нас это выгодно, потому что западными политиками управляет общественное мнение, и они реагируют, прежде всего, на актуальные вопросы».
Версии отдельных комментаторов, утверждающих, что украинская, равно как и российская, темы занимают незначительное место в предвыборной риторике кандидатов,можно смело отнести в разряд оценочных суждений, ибо разные люди смотрят на мир через разные очки. Гораздо более на искривление картины мира может повлиять некорректная постановка сюжетообразующего вопроса. Например, формулировка «Кто более выгоден для Украины на посту президента США – Дональд Трамп или Хиллари Клинтон?» явно нуждается в уточнении «личности» выгодоприобретателя. Если под оным подразумевается население страны или хотя бы большая его часть, то дальнейший разговор автоматически теряет смысл, поскольку на благополучие местных электоральных масс не влияют даже те выборы, которые проводятся с определенной периодичностью в соседней школе или сельсовете. Тем более им нет никакого удовольствия от выборов в «далекой галактике» (разве, что кроме эстетического, как говаривал персонаж анекдотов 90-х годов после посещения Эрмитажа).
Отчасти картина меняется, если к выгодоприобретателям отнести действующую на сегодняшний день президентско-премьерскую команду, для которой одной из идеологических подпорок является широкая, глубокая и всеобъемлющая поддержка западных партнеров.
Проявляющий повышенную степень непосредственности в суждениях, в том числе и по украинской тематике, Дональд Трамп относится к категории людей, о которых говорят «если бы его не существовало, его следовало бы выдумать». Что, собственно, и произошло, поскольку любое шоу, будь то дружба высокопоставленного чиновника со стажеркой или президентские выборы, создается по законам драматургии. И в стране Голливуда это понимают немного лучше, чем в других уголках мира. Пытаться написать драму без конфликта – это все равно, что курить карандаши: оригинально, но мало востребовано. А посему, участие в выборах двух Хиллари Клинтон, один из которых был бы мужчиной и республиканцем, могло бы зародить в сознании почтеннейшей публики подозрения, что ее лишают права выбора, а вся сущность избирательной процедуры сводится к перекладыванию власти из одной руки в другую.
Не смотря на некоторые высказывания кандидата Трампа, идущие вразрез с представлениями официального Киева, некоторые комментаторы, возможно желая отметиться оригинальностью, выводят формулы, в соответствии с которыми для украинского политического бомонда именно его избрание представляется более выгодным. Победа Клинтон якобы законсервирует существующее положение вещей, а изоляционистские наклонности Трампа снизят международное влияние США, что выдвинет на авансцену мировой политики Великобританию, которая за интересы действующей украинской власти порвет любого (опять же с прибавлением волшебного слова «якобы»). И эта довольно хитрая комбинация могла бы стать украшением коллекций любителей конспирологических детективов.
Достаточно популярная версия «а нам, татарам, все равно» основывается на анализе уже сложившихся отношений с заокеанским «старшим другом» в рамках реализации проекта «Заграница нам поможет». Есть серьезные сомнения в вероятности изменений по трем основным направлениям идеального партнерства – экономическая помощь, сохранение санкций против агрессора и перспективы предоставления летального оружия – при любом исходе президентских выборов.
Поскольку называемые почему-то экономической помощью кредитные транши таковой не являются, то по первому пункту, очевидно, следует вести речь об увеличении инвестиций, закупок украинских товаров и безвозмездного предоставления денежных средств (некоторые знатоки утверждают, что такое тоже бывает). Но при любом исходе битвы гигантов зависание огромного знака вопроса над экономическим блоком сотрудничества не только не исключено, но и является максимально вероятным.
Любовь прошла, завяли кредиторы
Санкции против РФ в основном являются элементом отвлекающей терапии, основанной на том, что уверовавший в пользу горчичников организм выздоровеет сам собой.
Ну, а перспективы получения вооружений максимально красочным образом описывает известный диалог крестьянина с попом, вкушавшим в трактире рыбу во время поста.
- А наш батюшка рыбу в пост есть не дает, - заметил крестьянин.
- Так и я не даю, - нисколько не смутившись, ответил поп. – Покупай и ешь.
Однако «теория о равноценности кандидатов» начинает хромать на обе ноги, если принять во внимание, что в современном мире добро и зло измеряется не только в долларах, но и в килобайтах. С учетом данного обстоятельства, Трамп, конечно же, в президентском кресле является для официального Киева менее желательной фигурой. Своей манерой рассказывать вслух, то, что могло бы остаться между строк, он как бы невзначай разрушает целый комплекс идеологически важных для украинского политического бомонда и дружественного ему экспертного сообщества информационных конструкций. Впрочем, при достаточно высоком уровне владения техникой переобувания в прыжке, даже такой удар судьбы не обязательно будет иметь финита-ля-комединый характер. На что также указывает накопленный ранее опыт проявления ярко выраженных симпатий к одному из кандидатов. Встречи в 2008 году президента Ющенко с Маккейном, исполнявшим на тот момент роль «одиозного кандидата», отнюдь не помешали поселившемуся в Овальном кабинете Обаме проявлять живейший интерес к украинскому вопросу, и даже принимать в поисках ответа на него посильное участие.