Катастрофа АН-26 в Чугуеве. Названы причины

5508

В деле о крушении военно-учебного самолета Ан-26 наметился значительный сдвиг. Государственное бюро расследований сообщило о завершении досудебного следствия. А это означает, что спустя полгода после аварии дело направляется в суд.

Напомним, катастрофа произошла под городом Чугуевом 25 сентября 2020 года.

Самолет совершал учебный полет с курсантами Харьковского национального университета Воздушных сил на борту. Погибли 26 человек.

Государственное бюро расследований назвало причины падения самолета. Их оказалось несколько.

Причиной номер один (по порядку, не факт, что по значению) является незаконное разрешение на взлеты конвейерным способом.

"Во время захода на последний взлет, когда была выявлена поломка системы ПРТ-24, которая свидетельствовала о некорректной работе левого двигателя, но в связи с тем, что происходил конвейер, указанная поломка не смогла быть экипажем выявлена своевременно", - сообщил начальник следственного отдела Государственного бюро расследований Вадим Приймачок.

Здесь стороннему наблюдателю не понятно – поломка системы ПТР-24 была выявлена? Или не выявлена? Если выявлена, то кем была выявлена? И почему, если она была кем-то выявлена, то эта информация не была доведена до сведения экипажа?

ПТР – это система предельного регулирования температур. Впрочем, данная расшифровка мало что прибавляет к информации для широкого круга читателей. Важно, что она вышла из строя.

Представитель ГБР отметил, что экипаж взлетел с этой поломкой, однако руководители полетов не предоставили практическую помощь экипажу в дальнейших действиях для безопасной посадки самолета.

Помимо того, следствие установило, что во время учебных полетов руководство университета допускало полеты самолетов с превышением их допустимой взлетно-посадочной массы.

Оказалось, что 25 сентября на борту самолета вместо определенных нормативами 10 курсантов-штурманов находилось 20 курсантов.

Почему на установление такого на первый взгляд очевидного факта, понадобилось более полугода? Вопрос – второстепенный. Так как данный факт и многое проясняет, и позволяет ставить дополнительные вопросы.

Ответственность организаторов полетов, как и руководства учебного заведения представляется уже более очевидной, так как люди, не способные посчитать до 10 и до 20-ти, не могут ни организовывать полеты, ни руководить вузами априори.

В ГБР отметили, что превышение количества курсантов во время полетов и взлеты конвейером осуществлялись с целью экономии времени на полеты, а также экономии топлива, которого не хватало для обеспечения надлежащего выполнения программ подготовки летчиков и штурманов.

Автоматически – вопрос: почему во время боевых действий на Донбассе, о чем постоянно говорят в высшем руководстве страны, военные учебные заведения не обеспечиваются горючкой? Кем и с какой целью замалчивался факт недопоставок топлива?

К выполнению полетов, по версии ГБР, незаконно допустили командира экипажа: он не имел права выполнять полеты ночью, поскольку не возобновлял навыки таких полетов в течение более 11 месяцев. Тоже факт примечательный: в летной части пилоты не имеют летного опыта. На вопрос «По какой причине?» - тоже пока ответить некому.

Неделю назад досудебное расследование в уголовном производстве по факту крушения самолета АН-26 было завершено.

Подозрения вручили шестерым военным – среди них командующий Воздушными силами ВСУ и начальник Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Еще трое обвиняемых: командир воинской части и двое его заместителей находятся под ночным домашним арестом, а руководитель управления полетами на аэродроме «Чугуев» – под стражей. Им вменяют систематическое нарушение правил подготовки и проведения полетов и халатное отношение к военной службе. Всем грозит до 15 лет лишения свободы.

Ранее среди причин, приведших к аварии, называлась изношенность учебного самолета. Разбившийся Ан-26Ш был выпущен 21 октября 1977 года, имел налёт 5 985 часов и совершил 3 450 посадок. В июле 1996 года он был отремонтирован на Киевском авиаремонтном заводе. С момента ремонта он налетал 1800 часов и совершил 2160 посадок.

Для самолетов этого типа предельный срок службы установлен в 20 000 летных часов и 14 000 посадок. Исходя из этих показателей, самолет еще не выработал ресурс. Хотя техника имеет способность разрушаться, даже пребывая в бездействии.

В августе 2020 года поле обследования специалистами предприятия «Антонов» срок службы самолета был продлен до 21 июня 2022 года, а следующий капитальный ремонт планировался на июль 2022 года. Но самолет до этого срока не дотянул. Что как бы намекает на неоднозначность ранее сделанных выводов об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта лайнера. Также никто не стремится популяризировать сведения о состоянии остальных самолетов, задействованных в отечественных вооруженных силах. Нуждаются ли они в восстановлении или можно еще немного подождать. До следующего критического сигнала.

Дмитрий Михайлов