Карантин выходного дня. Для кого, для чего?
Кабинет министров Украины не оставляет отчаянных попыток изобрести механизмы преодоления пандемии COVID-19. Очередным барьером на пути распространения коронавируса должен стать так называемый карантин выходного дня.
Повышенную чиновническую обеспокоенность вызвало преодоление нового психологического барьера суточной заболеваемости в 10 тысяч человек.
По итогам 11 ноября в стране было зарегистрировано более 500 тысяч заболевших с начала пандемии. Более 264 тысяч продолжают болеть. Число выздоравливающих за сутки едва превышает 50% от количества заболевших. В общем есть от чего хвататься за головы.
Вопреки вялотекущим антикарантинным протестам, прокатившимся по некоторым городам страны, ограничительные мероприятия вступают в действие с нуля часов 14 ноября.
Гражданам же остается зафиксировать в сознании, что отныне будет можно, а чего нельзя. Представители экспертного сообщества, подобно Робинзону Крузо, могут еще попытаться выявить преимущества новой карантинной системы и ее недостатки.
Что нельзя?
- В выходные дни в стране будет запрещено:
- проведение массовых, культурных, религиозных, концертных мероприятий с участием более 20 человек;
- прием посетителей заведениями общественного питания, но с возможностью работы на вынос;
- работа торговых центров и других развлекательных заведений;
- работа фитнес-центров и бассейнов;
- работа учреждений культуры за исключением субъектов хозяйствования, которые занимаются кинопроизводством;
- работа субъектов хозяйственной деятельности и бытового обслуживания.
Что можно?
В выходные, как и в будние дни будет разрешено:
- работа продуктовых магазинов, аптек, автозаправок (без зон питания), ветеринарных аптек;
- работа заведений торговли, 60% площади которых занимают продуктовые магазины;
- предоставление финансовых услуг, деятельность финансовых учреждений, деятельность по инкассации и перевозке валютных ценностей;
- работа операторов почтовой связи;
- деятельность по ремонту и техобслуживанию транспорта,
- деятельность по техобслуживанию регистраторов расчетных операций, деятельность по ремонту компьютеров, бытовых изделий, предметов личного употребления.
По всей стране – «оранжевая» зона
Ранее антикоронавирусным ноу-хау от Кабмина было введение зонирования в зависимости от уровня распространения заболевания.
Теперь запреты, предусмотренные для «оранжевой» зоны, распространяются на всю территорию страны.
В будние дни будут действовать следующие запреты:
- запрет оказания услуг общественного питания с 22:00 до 7:00 (кроме как на вынос);
- запрет деятельности субъектов, предоставляющих услуги размещения, кроме гостиниц и заведений, предоставляющих социальные услуги;
- запрет работы всех развлекательных заведений, дискотек и подобных;
- запрет перевозки пассажиров в количестве больше, чем количество мест для сидения в транспортном средстве;
- запрет мероприятий с участием более 20 человек (кроме отдельных мероприятий без зрителей);
- запрет деятельности кинотеатров и театров с заполненностью более 50% мест;
- запрет на обучение в группах более 20 человек, или в случае если на самоизоляции находятся более 50% группы;
- запрет работы спортзалов и фитнес-залов, если невозможно обеспечить количество посетителей в зале из расчета один человек на 20 квадратных метров;
- запрет размещения посетителей в заведениях общественного питания на расстоянии менее 2 метров между местами для сидения за соседними столиками и более четырех за столом без учета детей в возрасте до 18 лет.
Помимо всего прочего, обязательным является масочный режим.
Денег нет и не будет
Сколь-нибудь осязаемые компенсаторные механизмы не предусмотрены, так как экономика страны, мягко говоря, не на подъеме, а государственный бюджет не только не резиновый, а в пересчете на душу населения один из самых слабых в мире. Где-то 860 долларов на человека в год. Чуть более 70 долларов в месяц. Что-то около 2 000 гривен. Половина из этих средств, как показал опыт текущего года – это выплата внешних догов. Это уже не наше. Остается 1 000 гривен на человека в месяц. На все – и на образование, и на оборону, и на дороги, и на полицию, и на суды, и на выплату заработных плат чиновникам и членам наблюдательных советов до 300-500 тысяч в месяц на персону, и на содержание Офиса президента, и на содержание Верховной Рады, и помощь идеологически грамотному кинематографу, и на содержание государственных информационных вещателей… В общем, на нужды еще и пострадавших от карантинных ограничений предпринимателей денег нет и вряд ли будут.
Насколько эффективен карантин выходного дня
По данным владельцев предприятий общепита и сферы услуг, до 40% прибыли их предприятий дают именно выходные. То есть, посещаемость данных заведений сократится на плюс-минус те же сорок процентов. А возможно и гораздо меньше. Так как средний чек в будние дни, очевидно, значительно меньше, чем в выходные. Означает ли это, что и заболеваемость сократится до 40%? Отнюдь.
У Кабмина вообще нет данных о том, где и при каких обстоятельствах происходит заражение. Например, закрытие больниц действительно привело бы к сокращению заболеваемости на 5-10%, так как именно такую часть среди всех больных в различных регионах составляют медики. И заражаются они в значительной степени именно на рабочем месте. (Это не призыв к нанесению удара по отечественному здравоохранению, это голая арифметика; естественно, закрытие медучреждений ни при каких условиях не рассматривается).
Карантин выходного дня навскидку может тормознуть распространение заболеваний лишь на доли процентов.
Что диктует логика
Преодолеть заболевание можно было бы посредством тотального карантина с жесткими изоляционными мероприятиями для заболевших и контактировавших с заболевшими. Хватило бы недели три-четыре, вряд ли более. Однако это потребовало бы такого уровня консолидации общественных усилий, на который – опять же это предположение, а не утверждение – граждане государства и органы управления вряд ли способны. При этом пришлось бы закрыть границы и временно перейти на замкнутый хозяйственный цикл. В общем – мероприятие из области фантастики. Хотя китайцам при населении в 1,4 миллиарда человек каким-то хитроумным образом удалось тормознуться на уровне 0,006% заболевших. Для Украины этот показатель составляет 1,2%. То есть в двести раз больше. Не в два, не в три, а в 200. Для сравнения в США, которые называют мировым лидером, уровень заболеваемости составляет 3,6%. То есть из каждой сотни человек трое-четверо либо болели, либо болеют. И это не предел.
Но эти данные не выходят за рамки лирического отступления.
Невозможность введения тотального карантина диктует как раз максимальный отказ от значительной части ограничений. Время работы предприятий не следует ограничивать. Как раз напротив, все предприятия стоит обязать работать круглосуточно, чтобы минимизировать скопление посетителей. На линии должен выходить весь наличный транспорт. И так далее.
Но.
Попробуем предположить, что интеллект современного чиновника (как и лет 30-40 назад) максимально заточен на две функции – «запрещать» и «не пущать».
Почему все-таки карантин?
Один из вариантов ответа на данный вопрос – неспособность действующего Кабмина предложить стране что-либо помимо ужесточения карантинных ограничений (отнесем это к разряду оценочных суждений, не исключено, что у кого-то сформировалась иная картина мира).
Но и не делать ничего вовсе тоже нельзя, чтобы ни у кого не возникло мысли ткнуть пальцем в действующее правительств и заявить: «А они ничего не делали».
К тому же именно ограничения и запреты являются наиболее наглядными. Исправно работающую в помещении лампочку никто не замечает. Но стоит в доме отключить подачу электроэнергии, это заметят практически все жильцы.