Кандидатский минимум

2878

Демократические силы Харькова еще не успели ослабить галстуки в преддверии слияния и поглощения, как тут же случился небольшой имиджевый скандал. Будет ли теперь выдвинут единый кандидат в мэры города и таким уж единым он будет?

В минувший четверг общественные организации Харькова собрались, чтобы выслушать программы кандидатов в городские головы и провести первый тур для определения достойнейших.  Кандидатов предлагалось четверо: экс-губернатор Игорь Балута, представитель Евромайдана Игорь Рассоха, нардеп от БПП Михаил Кобцев и выдвиженец «Громадської варти» Юрий Голуб. Не то что бы прямо репрезентативнейший срез общественности, но как есть. Модератор Валентин Быстриченко – как всегда резок, настойчив и самопровозглашен.

Мутняки начались буквально сразу же. Жюри было скорее представлено собравшимся, нежели сформировано, исходя из базового выборного принципа «выигрывает не тот, кто побеждает, а тот, кто подсчитывает». В регламент закралась прекрасная в своей предусмотрительности фраза об обязательной поддержке «победившего» «проигравшими кандидатами». То есть, де-факто о снятии своих кандидатур в пользу проголосованного нахрапом. Фразу убрали, но осадочек остался, ибо ощущение, что кандидата хотели выбрать быстро и без заморочек, не проходило. В углу перманентно бузила группа поддержки Игоря Балуты. В результате рейтингового голосования кандидаты выстроились по убывающей именно в той очередности, в которой перечислены в предыдущем абзаце. Быстриченко торпедирует следующее голосование – за выдвижение победителя как единого кандидата от общественности. Половина зала голосовать отказывается – «это фарс!», присутствующие негодуют, что по сути единым кандидатом оказался тот, кто привел группу поддержки побольше. Тем не менее, итог вечера – Игорь Балута; «проголосовали и проголосовали», - резюмирует модератор, впрочем, сам проголосовавший за Балуту.

Однако сказочке далеко не конец. Этой же ночью Михаил Кобцев публикует на своем фейсбуке текст, в котором утверждает: ему позвонил Юрий Голуб и предложил... В общем, откройте фейсбук Кобцева и почитайте, что предложил ему Голуб – ничего нового, на самом деле. Маленький договорнячок с дальнейшим выдвижением Михаила от «второстепенной партии» и – что логично – последующим сливом голосов под «правильного» кандидата. Зачем, спросите? А затем, видимо, что местный БПП в лице Райнина обещал всестороннюю поддержку единому кандидату от демсил, поэтому кандидат-нардеп от БПП, занявший третье место, несколько портит стройность маневра. Вдруг БПП ненароком ошибется и поддержит не того единого, не Балуту.

Между тем, сам Балута уже проводит неслабую работу по подстиланию соломки. В середине августа некий пул «харьковских общественников» предложил Игоря Мироновича как центрального конкурента Кернесу. В общественниках особо внимательные могли рассмотреть людей из тусовки Арсена Авакова, доставшейся Балуте по наследству после отбытия Арсена Борисовича на улицу Богомольца. Они же зажигали и в первом туре отбора единого кандидата, создав большинство и купируя попытки пересмотреть регламент. В создавшейся атмосфере неискушенным зрителем овладевала мысль, что кроме Балуты альтернативы Кернесу нет, хотя сам Балута еще этой весной смотрелся в качестве кандидата в мэры если не смехотворно, то хотя бы странно. Однако странность превращается в закономерность, если вспомнить о недавнем слиянии «Солидарности» и «Удара» со стыдливым присоединением к этому тянитолкаю «Народного фронта». Если принять этот факт во внимание, то выдвижение отцами «Народного фронта» единого кандидата, которого загодя неосмотрительно пообещал поддержать Райнин, станет поистине иезуитским маневром.

В БПП пока помалкивают. Ассортимент вариантов у них невелик: либо сдержать слово и поддержать человека, выдвинутого при абсолютно непрозрачной процедуре, да еще и человека Авакова; либо отморозиться и сделать вид, что первый номер списка, то есть, Александр Давтян, и есть кандидат в мэры – и проиграть Кернесу даже не начав; либо вспомнить, что в неоднородной демократической тусовке есть собственный действующий нардеп – и сделать ставку на него. Поэтому местная партъячейка «Солидарности» ждет второго тура, который состоится 1 сентября, не меньше, чем сами общественники и, собственно, давно забытая за подковерными играми громада.

В целом же демократические силы (или те, кто так себя позиционирует) с первого же удара подтвердили свою неспособность консолидироваться даже перед лицом сильного и подготовленного противника. Вернее, доставляет даже не тот факт, что между кандидатами началось противостояние, а то, что противостояние сразу покатилось по давно вымерянным лекалам и технологиям, обкатанным всеми сменами власти. Вы же даже еще Кернесом не стали, а уже дышите тем же воздухом, что и он.

Существует ли рецепт, чтобы Харьков выдвинул действительно единого кандидата от действительно демократической общественности? Наверное, да. Для этого мнение общественности для начала нужно спросить в более прозрачном и масштабном формате. Сорок четыре голоса за Балуту – это далеко не полуторамиллионный Харьков. Десяток общественных организаций, причем вполне себе тенденциозных – это тоже не весь Харьков, пусть даже среди них и есть истинные демократы и истинные патриоты. Замаравшихся договорняками и сомнительными предложениями следует гнать из демократических дискуссий вонючими тряпками, невзирая на их, замаравшихся, принадлежность к той или иной патриотической группе. И не забывать, что за каждым шагом наивных и пламенных общественников следят матерые политики с большим стажем – следят, чтобы вовремя подхватить из слабеющих рук и далее по контексту. У вас нет права на ошибку, хотя вы ее уже совершили.

И да: многочисленные источники подтверждают, что сейчас Геннадий Адольфович спокоен и расслаблен как никогда. Оппозиционный блок отпал сам собой (да-да, «Відродження» нервно точило ножи в преддверии захода ОБ на их общее электоральное поле, вы не знали?), три крупнейшие коалиционные политсилы слились в одну (и это абсолютно не усилило их коллективного антиКернеса, а ровно наоборот), так плюс еще и демократические силы в лице громады делают такой подарок в виде феодальной грызни и неловких юношеских попыток поиграть в петтинг под ковром. С чего бы Кернесу беспокоиться? Он подобен программисту из анекдота, который на вопрос сына, почему Солнце каждый день встает и садится, отвечает: «Это работает? Да? Значит, главное – не трогай».

Поэтому нынешней местной власти даже не придется засучивать рукавов, чтобы дестабилизировать конкурента в вашем лице. Вы сами уже можете читать мастер-классы на тему «Как за один теплый августовский вечер продемонстрировать Кернесу, откуда его не ждет опасность».

Александр Костенко