Камикадзе-2, или Зачем оставили Гройсмана
Власть – настолько мощный магнит, что далеко не у каждого, побывавшего в ней, хватает сил оторвать жизненно важную часть организма от высоконачальственного кресла с первого раза. Парламент отклонил прошение Владимира Гройсмана об увольнении с поста премьер-министра. Вынос тела откладывается (хотя и на крайне непродолжительное время).
Напомним, 20 мая в день инаугурации шестого президента Гройсман написал заявление об увольнении с поста премьер-министра. Этого, как минимум, требовали правила политического приличия и некоторые намеки на присутствие самолюбия, так как новоизбранный глава государства в инаугурационной речи открытым текстом рекомендовал членам кабмина взять ручки и карандаши и написать прошения об отставке.
Но парламент, доживающий последние недели так же, как и премьер, предпринял еще одну попытку продемонстрировать активную оппозиционность новоизбранному президенту и отправлять в отставку Гройсмана отказался.
Против отставки высказались некогда коалиционные БПП и "Народный фронт" при поддержке "Воли народа" и "Возрождения".
Издание главой государства указа о роспуске парламента как бы намекает на то, что в ближайшее время все события на политическом Олимпе стоит рассматривать сквозь призму предстоящих выборов, к которым, несмотря на громогласные заявления о неконституционности разгона законодательного собрания, начали тихим ходом готовиться все сколь-нибудь значимые политсилы. А следовательно, имеет смысл попытаться ответить на ряд напрашивающихся вопросов. Кому более выгоден Гройсман на премьерском посту? Насколько полномочия главы правительства помогут ему в преодолении 5-процентного барьера? Какую пользу для повышения эффективности агитационно-пропагандисткой работы могут из сложившейся ситуации выжать пропрезидентские силы, которые на данный момент претендуют на то, чтобы победить на парламентских выборах и сформировать крупнейшую фракцию.
Вне всякого сомнения, каждый день пребывания на столь высоком посту может принести вполне внушительный объем разнообразных удовольствий, но как показывает практика, участвовать в предвыборной гонке гораздо интереснее в оппозиции, нежели во власти. С этой точки зрения услуга, оказанная премьеру, - из категории медвежьих.
Пункт первый. Все шишки, которые ранее сыпались на пятого президента, теперь по праву достанутся Гройсману, а его крайне вялые попытки подправить собственный имидж акциями наподобие незначительного снижения цены на газ не найдут достаточно теплого отклика в душах представителей электоральных масс.
Пункт второй. Если при исполняющем обязанности премьера, который был бы назначен в случае отставки Гройсмана, попытки затормозить процесс выделения бюджетных средств на проведение досрочных выборов смотрелись бы более-менее органично (и.о. не премьер, что вы от него хотите?), то при действующем полноценном главе Кабмина они будут выглядеть надуманными и в первую очередь ударят по имиджу Гройсмана, активно собирающегося в Раду.
Пункт третий. Отклонение отставки Гройсмана в значительной степени нивелирует обвинения в адрес президентской команды в крайней нерешительности при проведении кадровой политики. Какой смысл выходить в существующую Раду с кадровыми предложениями, если последняя их саботирует? Вот выберется новый состав парламента – тогда и грянет великая кадровая революция, голосуйте за правильных кандидатов, и так далее, и тому подобное.
Незнание или же принципиальное игнорирование правил политического айкидо может сыграть неприятную шутку как с продолжающим действовать премьером, так и с продолжающим штамповать демарши парламентом. Ведь цепляющиеся за власть всеми конечностями политики никогда не вызывали симпатий в электоральной среде. Что, к слову, самым наглядным образом и продемонстрировали последние президентские выборы.
Впрочем, любители теории хитрых планов могут рассматривать демарш Верховной Рады как завуалированное, но преднамеренное политическое убийство Гройсмана, из которого постараются создать вторую версию политического камикадзе. Первым, как все помнят, был назвавшийся камикадзе по собственной инициативе премьер Арсений Яценюк, благополучно угробивший и собственный рейтинг, и рейтинг "Народного фронта" до неприличных значений. И если следовать теории повторения истории, то пока ничто не мешает действующему премьеру повторить подвиг "папередника".