Как Зеленский в Давосе слона продавал

1952

Изрядная часть аналитиков, взявшихся за разбор давосского выступления президента Зеленского, попыталась акцентировать внимание на пустом зале, перед которым довелось выступать оратору. Низкая активность зрительской аудитории как бы намекала на невысокий уровень авторитета выступающего в деловых кругах. Хотя времена, когда на выступлениях отечественных лидеров яблоку негде было упасть, вспоминаются с трудом, так что данная тенденция не Зеленским была сформирована. Не им, судя по всему, будет и изменена.

Увлечение внешней атрибутикой несколько отодвинуло на задний план содержательную сторону – ведь на 50-м юбилейном международном экономическом форуме в швейцарском городе Давосе президент Зеленский еще что-то и говорил.

Речи первых (или приравненных к оным) лиц зачастую носят символический, не особо к чему-то обязывающий характер, но тем не менее они в значительной мере задают направления информационных потоков.

Выступление Владимира Зеленского извлекло из народных творческих активов бородатый анекдот о двух нуворишах времен 90-х и слоне. Один из новых богатеев прикупил по случаю слона и так расхваливал его приятелю – умнейшее существо, практически член семьи, от него в восторге супруга, счастливы дети – что второй уговорил продать ему хоботатого за любые деньги. Во время второй встречи новый хозяин слона обрушился на приятеля с упреками – слон оказался феноменально тупым, некультурным, все ломал, везде гадил и источал неприятные запахи. После чего прозвучала ключевая фраза истории:

- Если ты будет ругать слона, ты его никогда не продашь.

Нельзя сказать, что глава государства ругал "слона". Но и не стремился описывать его наилучшие качества. А некоторый отрыв от мировых реалий последних нескольких десятилетий низводил его выступление до разряда ученических.

Новости из параллельной реальности

Попытка открыть миру глаза на New normality (очевидно автор имел в виду новые нормы сосуществования государств и народов) вряд ли могла произвести глубокое впечатление на почтенную публику из-за крайне расплывчатых представлений оратора о предмете обсуждения. Торговые войны, перераспределение территорий и стремительный рост военных бюджетов, сепаратистские движения и выход стран из ранее достигнутых соглашений, которые Зеленский пытался представить атрибутами "новой нормальности", появились отнюдь не сегодня, и даже не позавчера (а в принципе существовали всегда), так что подача их в качестве новейших вызовов человечеству не имела ни малейшего смысла.

Рассказы о войне как лучший вид антирекламы

Военные действия на территории украинского государства – вне всякого сомнения тема номер один на внутреннем информационном рынке – вряд ли могли вызвать повышенную заинтересованность участников Давосского форума. "В стране война, поэтому размещайте там свои деньги" – звучит как минимум не логично для инвестора, требующего стабильности и прозрачности. Хотя "ловля рыбы в мутной воде" тоже может быть вполне рентабельным бизнесом. Но вряд ли инвесторы с такими производственными установками могут оказаться полезными стране в целом, а не отдельным политическим или политико-экономическим группам.

К чему приводит недолюбовь

Жалобы на то, что страна недоинвестирована и "недолюблена" скорее оттолкнут потенциальных партнеров, так как никому не интересны чужие проблемы, а тем более требования повышенного внимания.

Чтобы не зарываться в теоретических выкладках, просто смоделируйте ситуацию: к вам приходит ваш сосед с заявлениями о том, что вы уделяете ему мало внимания. Реакция потенциальных инвесторов на заявление Зеленского будет полностью аналогична вашей на недолюбленного соседа.

Жонглирование трюизмами

Фраза из президентского послания "Главным драйвером для экономического развития является возможность получать прибыль" не имеет права на существование в принципе, а на экономических форумах тем более. Попытка выдавать трюизмы за откровения может быть результативной только в наименее информационно и культурно развитых социальных группах, представители которых давосские форумы как правило игнорируют.

Пятиязычные менеджеры

Предложение приставлять к крупным иностранным инвесторам владеющих пятью языками менеджеров, которые будет осуществлять связь с органами власти и выступать в роли не то "решал", не то "разводящих", скорее может насторожить иностранные структуры, ориентированные на единые правила и равные возможности для всех.

Все дело в том, что для пространств с благоприятным для инвестирования экономическим климатом не нужны никакие специализированные менеджеры, владеющие пятью языками (почему не шестью или более – не совсем понятно, да и Бог с ним). Действительно ответственным инвесторам вполне достаточно того, что их на общих основаниях защищает закон и обычные, а не специализированные представители госвласти.

***

По итогу складывается ощущение полного провала по принципу, сформулированному одним из региональных политиков "У вас скучное лицо, вам денег никто не даст". Но это лишь в том случае, если действительно ставилась цель привлечения инвесторов, что не обязательно является фактом. Ведь основные задания выступающего могли быть совершенно иными. Например, очередное декларирование идеологически правильных вещей, главной ценностью которых является соответствие условному пространству в пределах "красных линий", очерченных для действующей власти ответственной оппозицией. А с этой задачей глава государства справился на хорошо и отлично.

 

Дмитрий Михайлов