Как разваливают харьковский промышленный гигант

4068

«Кризис», «долги по зарплате», «массовые увольнения», «остановка производства» за последние лет шесть стали настолько привычными понятиями, что привлекают внимание, лишь когда речь заходит о предприятиях, ранее относившихся к категории «промышленных гигантов».

Одно из крупнейших предприятий не только Харькова, а и страны ГП «Завод «Электротяжмаш» оказался, если не на грани исчезновения (надежда, как принято говорить, умирает последней), то в глубоком кризисе.

По данным предприятия, задолженность перед контрагентами составляет 700 миллионов гривен (при этом на сайте завода акцентируют внимание на том, что долги составляют не миллиард, как о том сообщают некоторые электронные медиа, но разница в данном случае вряд ли может быть признана принципиальной).

У завода якобы проблема с заказами, рабочим грозят массовые увольнения. На «Электротяжмаше» трудятся 3,5 тысячи человек.

Визуально «лихорадка», охватившая предприятие, может быть связана с кадровыми перестановками в руководстве завода.

В конце 2019 года Дмитрий Костюк был уволен с должности директора, исполняющим обязанности назначен Виктор Бусько.

В Фонде госимущества мотивировали кадровые перестановки результатами работы предприятия: якобы в начале 2019 года завод имел долги 3 миллиона гривен, а на конец – 36 миллионов. Хотя по сравнению с задекларированной нынешней задолженностью данные суммы – не столь уж и велики.

Не станем давать оценку профессиональным качествам представителей заводского топ-менеджмента, будем считать, что это специалисты экстра-класса. О Викторе Бусько сообщали сведения едва ли не легендарного характера – в его бытность директором предприятия «Запорожогнеупор» средняя заработная плата якобы выросла с 4 тысяч гривен до 19 тысяч.

Но, на харьковской почве управленческие таланты не проявились. Или проявились, но так, что этого никто не заметил.

Как справедливо заметил на своей последней на данный момент пресс-конференции Президент Украины Владимир Зеленский, кадровая политика – это одно из самых слабых мест действующего руководства страны. Применение шило-мыльной теории на практике оказалось малоэффективным, и, судя по современному состоянию предприятия, стало только хуже. Все пошло по схеме, сформулированной одним их классиков афористического жанра: «Хотели как лучше, получилось как всегда»

В июне 2020 года предприятие оказалось в эпицентре то ли коррупционного, то ли шпионского скандала. По одной из версий, предприятие заключило якобы заведомо убыточный договор с партнерами, да еще и поставляло комплектующие Брянскому машиностроительному заводу в обход экономических санкций, которые украинская сторона наложила на Российскую Федерацию. Новый директор самоотстранился на время проведения расследования.

Несколько дезориентированные работники предприятия решили апеллировать непосредственно к главе государства Владимиру Зеленскому, в адрес которого полетело одно за одним сразу три письма.

Отправка писем в Офис президента более напоминает акт отчаяния сродни посылке сигналов о спасении «на деревню дедушке».

Глава государства уже брался решить проблемы с незаконной вырубкой леса в Чугуевском районе и отсутствием вменяемых заказов на Харьковском авиационном заводе, но о положительных результатах пока никто не слышал.

Да и сегодня у законодательно-исполнительного блока, судя по обсуждаемым в Раде вопросам, несколько иные заботы – легализация игорного бизнеса, повышение тарифов на электроэнергию, отмена ограничения на заработные платы чиновникам (из-за карантинных ограничений чиновники не должны получать более 47 тысяч гривен, но в предыдущие периоды зарплаты некоторых министерских руководителей и членов наблюдательных советов госпредприятий доходили до 500 тысяч в месяц и выше).

Попытки «вмешаться» в ситуацию харьковского губернатора пока тоже слабо выходят за рамки обращения внимания на собственную персону.

Алексей Кучер обещал буквально вчера, 13 июля, довести до руководства страны информацию о ситуации на заводе (то есть, письма все-таки не доходят). А также сообщил о неких планах «Укрзалізниці» проявить интерес к продукции харьковского «Электротяжмаша». Но это тоже вряд ли, так как, например, амбициозные планы центрального руководства оказать протекцию отечественному производителю (в частности, подвижного состава для железных дорог) натолкнулись на строгий окрик со стороны посла Евросоюза Матти Маасикаса. По версии ЕС, протекционистская поддержка украинского производителя на территории украинского государства недопустима. В связи с этим попробуем предположить, что на интерес «Укрзалізниці» рассчитывать пока не приходится.

Работникам предприятия пока ничего не остается, как заявлять об отказе в электоральной поддержке политическому проекту «Слуга народа». В Харьковском регионе уже был прецедент, когда кандидат от ПСН даже не стал пробовать свои силы на довыборах народного депутата по 179-му избирательному округу.

Но далеко не факт, что многие представители правящей партии связывают продолжение политической деятельности с проектом «Слуга народа». А, следовательно, главной стратегической задачей становится благополучно досидеть до конца каденции, а не продемонстрировать максимальную эффективность в решении вопросов социально-экономического характера.

Екатерина Павловская