Как Петр Алексеевич фрау Меркель уговаривал

2657

Вместо эпиграфа

Проня Прокоповна: Ваша папироска шкварчит.

Свирид Голохвастов: Это в груди моей шкварчит.

(Михаил Старицкий, "За двумя зайцами")

Начиная с 31 марта, когда вся страна отмечала ровно год до очередных президентских выборов, все сколь-нибудь заметные публичные мероприятия стоит рассматривать сквозь призму грядущего электорального праздника.

Даже несмотря на полное отсутствие положительных результатов по двум ключевым вопросам, которые на данный момент руководитель аграрной сверхдержавы мог бы задать руководителю постиндустриальной сверхдержавы – миротворцы и "Нордстрим" – состоявшуюся 10 апреля встречу канцлера ФРГ Анхелы Меркель и президента Украины Петра Порошенко следует считать несомненной удачей для последнего. Не зря же в период предвыборного гона кандидаты стремятся запечатлеть себя на фоне чего-нибудь значимого. Это, как минимум, впечатляет и позитивно действует на среднестатистического обывателя, который сам готов фотографируются с картонными звездами, выглядящими на фото как живые.

С точки зрения предвыборного пиара, подобные встречи вне зависимости от результатов могут исключительно плодотворно повлиять на имидж кандидата, так как канцлер Германии встречается далеко не с каждым. Да и вообще западные партнеры киевский политический бомонд вниманием не балуют. Если даже, к примеру, в годы президентства Кучмы президент США побывал в Киеве дважды, то по нынешним временам назначение некоего спецпредставителя госсекретаря – уже признак серьезного внимания.

Настроения не испортил даже предваривший встречу «созвон» Меркель с Путиным: его следует трактовать не иначе, как проявление жесткой позиции.

В соответствии прогнозами, разговор об исключительном вреде газопровода "Северный поток - 2" и исключительной пользе ввода миротворческого контингента на неподконтрольные территории по "плану Порошенко" прошел в формате взаимного понимания, но не более.

По главной для украинского бюджета проблеме ценой 2 миллиарда долларов в год, которые уйдут из статьи доходов в случае строительства второй ветки Северного потока, говорить настолько было не о чем, что на итоговом брифинге президент включил его в разделы "иные вопросы".

Выглядело это примерно так: "Конечно же, проговаривались и иные вопросы, включая и "Северный поток", и согласование позиций по иным проблемным вопросам…"

Здесь бы представителям отечественных медиа потребовать конкретики: так будут строить или нет? Третьего не дано. Но они, очевидно, поскромничали, предоставив право проявить настойчивость западным коллегам.

Выдержанный в стиле высокого дипломатизма ответ фрау канцлера продемонстрировал, что Петру Порошенко так и не удалось привести хоть сколько-нибудь вменяемые аргументы, которые могли бы хоть кого-нибудь заинтересовать.

"Мы взяли во внимание мысли президента Украины по этому вопросу. Мы обсудили с президентом России ситуацию вокруг "Северного потока" и высказали смущение Президента Украины. Конечно, часть газа будет идти через украинскую территорию. То есть транзит через территорию Украины остается важным. И, конечно, необходимо учитывать политический компонент этого вопроса", - сообщила Меркель.

В переводе с политического языка на человеческий это означает буквально следующее: Германия продолжит реализацию проекта "Северный поток - 2", но, благо, транзит через территорию украинского государства немного превышает мощность строящегося газопровода, иначе фрау Меркель нечего было бы сказать в утешение высокому гостю.

Здесь стоит напомнить, что транзит газа через Украину в 2017 году составил 93 млрд кубометров. Мощность второй ветки "Нордстрима" – 55 млрд кубометров. Объемы, названные госпожой канцлер "часть газа", умещаются в оставшиеся 38 млрд кубометров. Но это лишь в том случае, если Турция прекратит строить газопровод "Турецкий поток" мощностью 32 млрд кубометров, чего она на данный момент делать отнюдь не собирается. Транзит, который канцлер ФРГ охарактеризовала понятием "важный", может сойти на нет.

По поводу миротворцев Анхела Меркель вообще постаралась уйти от ответа, сообщив, что "любая договоренность должна быть согласована со всеми сторонами и следует еще много что обсудить, чтобы достичь договоренности в этом вопросе". Таким образом, в очередной раз была подтверждена принципиальная приверженность традиционной для участников "нормандской четверки" формуле: "договорились договариваться".

Но утверждать, что поездка совсем уж не задалась, было бы методически неверно. То, что действующий президент оказался совершенно неубедительным для канцлера ФРГ, вовсе не означает, что с таким же уровнем скепсиса к нему отнесутся и собственные электоральные массы.

Вишней на торте стало заявление о введении персональных санкций против российских миллиардеров, "близких к Кремлю", провозглашенное с таким уровнем убедительности, словно ради этого и затевалось столь дорогостоящее заграничное путешествие. Конечно, подобное сообщение можно было донести до широкого круга телезрителей и в домашних условиях. Но присутствие рядом канцлера главной страны Европы удесятеряет вес каждого слова. Не зря же в старину на свадьбы приглашали генералов, участие которых автоматически превращало банальную попойку в весьма ответственное мероприятие.

 

 

 

 

Екатерина Павловская