Выборы-2019. Как кандидаты Донбасс возвращали

2390

Около пяти лет назад, в пору первого кандидатства, действующий глава государства произнес фразу, за которую, спустя годы извинялся: «АТО не может и не будет продолжаться два-три месяца. Она должна и будет длиться часы».

Реплика стала иллюстрацией высокой степени надежды на лучшее электоральных масс, готовых уверовать в мгновенное решение проблемных вопросов, и наивности управленческих элит, полагавших, что максимальный срок продолжения военно-политического кризиса – два-три месяца.

В день крайнего парада, 23 августа 2018-го, главнокомандующий предпринял попытку сгладить неудобство от явно нереализованных предвыборных обещаний, предложив принять его извинения за порождение надежд, которые не сбылись. То есть по факту первое лицо государства прогнозировало, что и за полгода, остававшиеся до окончания первого срока, проблема не будет решена. А следовательно, ее предстоит решать одному из кандидатов уже в следующей президентской пятилетке.

«ГородХ» исследовал программы первой десятки кандидатов (в соответствии с наличными результатами соцопросов) на предмет наличия или отсутствия предложений по решению проблемы, которая в местном политикуме обозначается как «возвращение Донбасса и Крыма».

Зеленский ничего не говорит о Донбассе

В программе внезапно вырвавшегося на первое место президентского рейтинга Владимира Зеленского Донбасс не упоминается. А буквосочетание «крим» встречается лишь однажды во фразе «Для кримінальних злочинів – ефективний суд присяжних, який складається з народу», что тоже, в принципе, заманчиво, но далеко от темы.

Тимошенко уповает на Будапештский формат

Основные пункты программных установок достижения крымско-донбасского возвращения, по версии второго номера в текущих рейтингах: наступление на международном поле, неконкретизированные альтернативы «минской формуле», Будапештский меморандум и компенсации со стороны Российской Федерации.

В отличие от действующего гаранта, который неоднократно заявлял, что альтернативы мирному пути нет, пани претендент предлагает путь военно-политический, что, по логике вещей, предполагает активизацию боевых действий.

Возвращение в тематический дискурс словосочетания «Будапештский меморандум» стоит скорее считать росписью в неспособности сформулировать более-менее реалистичную повестку дня, а попытки формализации альтернатив «минской формуле» могут натолкнуться на глубокое непонимание европартнеров из «Нормандской четверки», которые вполне комфортно себя чувствуют в устаканившейся ситуации и пока не проявляли склонности к резким движениям.

Наиболее реалистичным пунктом является «получение» компенсации от РФ. Как показал Стокгольмский арбитраж, международные суды вполне готовы присуждать украинским истцам компенсации. Однако, как показывает тот же опыт, подобные решения практически никак не гарантируют получение живых денег, хотя начинать выписывать многомиллионные премии и инвалюте можно уже по факту судебного решения.

Порошенко не придумал ничего нового

Креативный штаб Петра Порошенко, идущего пока третьим в президентских рейтингах, не придумал ничего нового в рамках старинного идеологического лозунга «Верной дорогой идете, товарищи!»

По факту Порошенко вместо хотя бы рассуждений в стиле иностранной интеллигенции «Что делать?» отчитался перед избирателем об уже проделанной работе: «мы создали мощную трансатлантическую коалицию», «санкции надежно привязаны к полной деоккупации», «продолжаем линию на восстановление территориальной целостности».

Но как показал опыт последней пятилетки, данные механизмы либо являются фиктивными, либо действие их настолько замедленное, что незаметно невооруженному глазу.

Бойко за переговоры со всеми сторонами конфликта

Программу 4-го номера текущих рейтингов Юрия Бойко доктор Борменталь мог бы прокомментировать фразой «Контрреволюционные вещи говорите…»

Далее пара цитат: «Украина выполнит все международные обязательства для установления мира на Донбассе» (по официальным трактовкам, Украина уже выполняет все международные обязательства).

«Новая власть пойдет на прямые переговоры со всеми сторонами конфликта…» (в течение пяти лет в информпространстве настойчиво распространялась версия о недопустимости переговоров со всеми сторонами конфликта).

Гриценко против особых статусов

Программа пятого номера рейтинга предлагает отказаться от концепции «исключительно мирного пути» и зафиксированного во второй версии Минских соглашений особого статуса.

Далее цитата:

«Капитулянтского возвращения Донбасса не будет - оккупированные территории вернем без «особых статусов» дипломатическими, военными, экономическими, санкционные средствами совместно с зарубежными партнерами».

По версии кандидата, это можно сделать за 5 лет. Но как показала практика, использование предлагаемых приемов в течение пяти лет результата не дали, поэтому необходимо сделать корректировку по времени – в течение 10-ти лет (ибо против арифметики не попрешь, а, согласно ее данным, 5+5 всегда было 10).

Ляшко будет требовать выполнения Будапештского меморандума

Шестой номер рейтинга не проявляет особой оригинальности, предлагая вскочить в давно ушедший поезд Будапештского меморандума.

Попытки педалирования концепции победы в войне посредством построения сильной экономики скорее уводят от проблемы, нежели приближают ней. В конце концов, способный к минимальному критическому восприятию окружающей действительности представитель электорального массива может задать вопрос: "Кто вам мешает строить сильную экономику? Ткните пальцем!"

Если никто, тогда и обсуждать в принципе нечего.

Идеи же о возвращении ядерного статуса (в ответ на игнорирование стратегических партнеров Будапештского меморандума) далеко не максимально близки к реальности. Иран, желавший заполучить ядерный статус, оказался в санкциях по самую пимпочку на буденовке, причем без всяких шансов на снисхождение от ведущих стран западных демократий.

Мураев за особый статус для всех регионов

Реплика «мы говорим об особом статусе для всех регионов» теоретически может в высшей степени возбудить активность Генеральной прокуратуры. (За предложение предоставления автономных прав неподконтрольным территориям один из представителей отечественного политикума подвергается уголовному преследованию со стороны ГПУ). В принципе, это все, что можно сказать о программных установках по теме седьмого номера рейтингов.

Предложение проведения прямых переговоров со всеми сторонами конфликта также воспринимается в существующем информпространстве, мягко говоря, неоднозначно. Даже возведенная в ранг национальной святыни Надежда Савченко за подобные попытки была разжалована из героев в антигерои.

Садовой вообще ничего не придумал

У мэра Львова Андрея Садового слова Донбасс и Крым в программе не встречаются, что тоже является определенным показателем политической позиции: если ничего интересного не придумал, то вряд ли целесообразно городить «вавилоны» из бородатых анекдотов и трюизмов.

Шевченко будет бороться

Нардеп Андрей Шевченко взял руководством к действию чеховское правило – краткость сестра таланта. Потенциальным избирателям он сообщил, что его деятельность будет направлена на «борьбу за возвращение оккупированных Россией территорий на востоке Украины и в Крыму». Точка.

Вилкул за Минские соглашения и миротворцев

Александр Вилкул, замыкающий рейтинговую десятку, также не пополнил список изобретателей велосипеда, практически пересказав в своей программе некоторые пункты второй редакции Минских соглашений с обогащением их идеей введения миротворцев. Последний пункт даже был наполнен конкретикой. Миротворцы должны представлять такие государства, как Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Финляндия, Швеция и Австрия.

***

Изучение программ кандидатов, имеющих шансы рассчитывать на хоть какие-то проценты, выявило фактическое отсутствие новых творческих идей решения проблемного вопроса. Правда, всегда есть надежда на вероятность геополитических тектонических сдвигов – кто-то распадется, где-то вспыхнет революция, где-то произойдет переворот, где-то лопнет нефтяная труба, или же согласно предсказаниям известного либерального писателя, вместо природного газа изобретут стоящий копейки заменитель "флагестон". И тогда, возможно, от чего-то что-то само отвалится и куда-нибудь само как-нибудь привалится. Дело останется за малым: настроить информационные потоки таким образом, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в выдающихся заслугах лица, которое на тот момент будет наделено высшими властными полномочиями.

Дмитрий Михайлов