Как изучать программы кандидатов в мэры. Ликбез для избирателей

5029

До выборов Харьковского городского головы остается менее двух недель. За этот краткий период кандидатам предстоит сразить избирателей широтой размаха, не скупясь на обещания в своих предвыборных программах.

Сочиняя их, кандидаты зачастую не выходят за рамки классической схемы построения Нью-Васюков, поэтому избирателям потребуется хотя бы малая толика критического мышления.

Например, в реплике «А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный турнир» к объективной реальности по большей части имеет отношение лишь словосочетание «шахматный турнир» (не междупланетный, а, скорее всего, междворовой с призовым фондом – ящик лимонада).

Попробуем рассмотреть несколько примеров кандидатских посулов, которые следует рассматривать сквозь линзы скепсиса. Обойдемся без упоминания конкретных кандидатов, чтобы не множить и без того избыточный массив агитации и контрагитации. В конце концов, важны принципы, а не переход на личности.

Газ по 4 гривны?

В связи с тревожными новостями с европейских бирж чрезвычайную актуальность приобретает тема цены на природный газ. Кандидат N попытался подбросить «актуала» в предвыборную риторику:

«Мы создадим коммунальное предприятие, которое в рамках сотрудничества с другими территориальными громадами Харьковской области обеспечит потребности харьковчан за счет природного газа собственной добычи, что позволит предоставлять газ для нужд громады не по рыночной европейской цене, а по себестоимости (+ 15% рентабельность). Таким образом, стоимость газа для харьковчан не будет превышать 4 гривен за кубометр, а не 8 гривен как сейчас».

У избирателя возникают вопросы практически по каждому предложению.

Бог с ним с созданием нового коммунального предприятия, коим уже несть числа – одним больше, одним меньше, никто не заметит.

С какими конкретно территориальными громадами собирается сотрудничать новое КП? Очевидно, что не на территории каждой громады ведется добыча газа.

Что думают по этому поводу госкомпания «Нафтегаз» и частные газодобывающие предприятия? Они уже согласны отдавать газ по себестоимости плюс 15%?

Себестоимость газа уже известна? Она – 4 гривны минус 15%? Например, главный исполнительный директор «Нафтогаза» Отто Ватерланер заявил, что себестоимость газа – 1 гривна за куб. м. Следовательно, по версии кандидата N, газ для населения должен стоить 1,15 гривны, а вовсе не 4.

Есть некоторые подозрения, что числа в кандидатской программе отчасти взяты с потолка. Помимо всего прочего, каждому харьковчанину следует задать себе вопрос: а сколько газа непосредственно потребляет он лично? Обладатели электрических плит потребляют ноль кубометров газа. То есть их интересует не цена газа для населения, а цена газа для предприятий теплоэнерго, что отражается на стоимости отопления в осенне-зимний период, их интересует стоимость газа для коммерческих предприятий, что отражается на цене продуктов и товаров первой необходимости.

Агитация «газ для населения по четыре» скорее была бы актуальна в сельских громадах, где некоторые домовладения используют газ для отопления и расход этого ресурса может быть достаточно большим. Но, очевидно, кандидат не очень четко представляет, на какую конкретно должность он претендует и в каком населенном пункте.

Сколько шагов нужно Харькову?

Наличие в программах кандидатов таких понятий, как «12 шагов», «10 шагов» и даже «100 шагов» уже призвано настораживать избирателей вторичностью и неоригинальностью. В истории уже попадалось нечто подобное и неоднократно – «Программа 500 дней» (это из архаики), «План приоритетных шагов Гройсмана», «Малые шаги Авакова». Как правило, подобное шагание ограничивалось ходьбой на месте, а то и просто декларированием намерений.

В частности, один из кандидатов (кандидат M) выходит к избирателям с программой «12 шагов к европейскому Харькову». Первый шаг так и называется «Европейский Харьков».

Далее цитата:

«Не нужно изобретать велосипед. Достаточно внедрять передовые практики, доказавшие свою эффективность в европейских городах, поддерживать прочные деловые связи с иностранными партнерами, привлекать инвестиции и способствовать созданию новых рабочих мест».

Придя в магазин за неким товаром, который должен прослужить как минимум 5 лет, покупатель вряд ли довольствуется заявлением продавца-консультанта о том, что «не нужно изобретать велосипед». Ему потребуется детальная конкретика о полезных свойствах товара. Примерно такие же требования стоит предъявлять и к кандидатским программам.

«Передовые практики» - какие конкретно? В чем их передовая сущность? Об этом следует знать заранее. В противном случае составитель программы, придя к власти, любые свои практики будет называть передовыми.

«Доказавшие свою эффективность в европейских городах». В каких именно городах? Все города в Европе имеют конкретные названия и географические координаты. Наверняка избиратель был бы более четко сориентирован, если бы ему сообщили, что в конкретном городе (Мюнхене, Базеле, Стокгольме и так далее) применена конкретная практика (например, замены дорожного покрытия) и она дала конкретный эффект (в год меняется энное количество квадратных километров покрытия). И соответственно, эта практика будет применена в Харькове.

«Прочные деловые связи с иностранными партнерами». С какими конкретно партнерами? Из каких государств? Каково содержание деловых связей? Нет ответа?

«Привлекать инвестиции». Откуда привлекать? В какие именно отрасли? В каких объемах?

«Способствовать созданию новых рабочих мест». В каких отраслях? В каком количестве?

Обобщения и применения тактики общих фраз, скорее всего, указывают на то, что уровень владения предметом у составителей программы - крайне низок. А самое главное, проверить выполнение подобных программ избиратель никак не сможет. Не исключено, что в качестве отчета ему будет предложен такой же набор общих фраз.

Зачем избирателю ликвидация ЖКХ?

Реклама – искусство практически без границ. Для привлечения внимания все средства хороши (из допустимых действующим законодательством, разумеется). Один из кандидатов (например, кандидат R) предлагает решить проблемы ЖКХ посредством ликвидации системы ЖКХ. На первый взгляд, звучит заманчиво. Перефразируя писателя Анатолия Рыбакова, можно сказать: нет ЖКХ, нет проблемы.

На практике – это будет означать лишь то, что воду горожане будут носить ведрами из ближайшего водоема, отапливать дома с помощью печек-буржуек, а освещать керосиновыми лампами. Ибо – жилищно-коммунальное хозяйство – система предоставления широкого комплекса услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, электроснабжению.

Далее цитата: «Мы сделаем так, чтобы каждый дом представлял из себя прибыльное предприятие, которое может тратить заработанные деньги на свое благоустройство».

Из видов заработков кандидат предлагает следующие:

  • установить у дома пункт питания для электромобилей, который будет приносить до 10 тысяч гривен в месяц;
  • сдавать в аренду подвальные помещения;
  • установить на кровлях солнечные батареи;
  • и самое трогательное: «Вдоль фасадов домов можно выращивать дикий виноград, который в летнее время будет поглощать жару, и люди будут экономить на кондиционерах».

Все звучит заманчиво, но лишь до тех пор, пока не начинаются уточняющие вопросы.

Владельцы пунктов питания электромобилей готовы установить их у каждого дома? Если нет, этот пункт из разряда заработков можете вычеркивать.

Много ли желающих взять в аренду подвал вашего дома? Скорее всего – ноль. В противном случае какие-либо комерсы уже давно бы поселились в подвале. Они так и делали в 1990-х – начале 2000-х. Но сегодня мода на подвалы резко пошла на убыль. Просто пройдитесь по своему району и посчитайте дома, где в подвальных помещениях действуют какие-то коммерческие предприятия и где нет. Показатели сравните.

Солнечные батареи на сегодня пока могут лишь привлекать внимание красивым видом. Если бы это был действительно высокоэффективный источник энергии, уже все крыши были бы в батареях. Так называемая «зеленая энергетика» пока еще крайне дорогая, а технологии не особо эффективны. Вне всякого сомнения, в перспективе солнечные батареи будут на уровне бытовых приборов (как некогда доступные только экономическим элитам мобильные телефоны), но это однозначно произойдет не завтра и даже не до завершения каденции кандидата, если оный получит доверие избирателей.

Что касается винограда, то просто задайте себе вопрос: а вы хотите заниматься его выращиванием? Вам интересна именно эта форма проведения досуга?

Помимо всего прочего, рассказы о том, как надо экономить все и вся от людей, которые сами в силу своего имущественного положения (а кандидаты – люди, как правило, очень обеспеченные) не особо склонны к экономии, звучат неоднозначно. Избиратель не должен экономить, сидя в полумраке, холоде и умываясь раз в три дня. Он должен получать качественные услуги по доступной цене. А свободное от основной работы время проводить в театрах и на курортах, а не выращивая виноград на стенах многоэтажных зданий.

***

Данный обзор, конечно же, не раскрывает «глубину всех глубин» программ всех без исключения кандидатов по всем без исключения пунктам. Но такая задача и не ставилась. Мы предлагаем не пересказ программ, а метод их изучения. Требуйте конкретики: где, когда, в какие сроки? Задавайте вопросы. Не можете поставить вопрос перед кандидатом, поставьте его перед собой: как тот или иной пункт программы может быть реализован на практике, а главное, как он отразится на жизни конкретного горожанина, дома, улицы. Реализация же программ, состоящих из фантазий и общих фраз, означает только то, что в итоге избиратель не получит ничего помимо общих фраз и фантазий. Все по-честному, без обмана. Как гласит одна народная присказка: видели глаза, что покупали.

Екатерина Павловская