Из страны «менеджеров» в страну пэтэушников  

2778

Вместо эпиграфа.

Нужные работники -
столяры и плотники!

(Владимир Маяковский, «Кем быть»)

Министерство образования и науки Украины рискует стать первым учреждением, вплотную подобравшимся к проведению более-менее конкретных преобразований на вверенном участке жизнеобеспечения. Хотя еще пару-тройку месяцев назад подобного ничто не предвещало. Наделавшая шума легендарная «карандашная реформа», заключавшаяся в замене одного стрессирующего фактора (шариковой ручки) на другой (простой карандаш) не оставляла особых шансов освитянам выделиться из общего сонма реформаторов.

Великая карандашная реформа

Официальное оформление Кабмином перечня 19 профессий общегосударственного значения, обучение которым будет осуществляться в профессионально-технических училищах за средства государственного бюджета, может стать не только началом качественного прорыва в переходе отечественного образования на принципиально новый уровень, но и в конечном итоге привести к формированию совершенно иной, более эффективной структуры общества.

Глубину замысла и широту размаха лучше всего иллюстрирует сам список приоритетных специальностей.

Пять позиций непосредственно связаны с нефтегазовой отраслью (машинист буровой установки, моторист буровой установки и тому подобное), что полностью созвучно с премьерскими декларациями о стремительном увеличении добычи углеводородов в неотвратимо надвигающемся будущем. И хотя предпосылок для роста, который превышал бы статистическую погрешность, не наблюдается, специальность – более чем перспективная. Даже по самым мрачным прогнозам нефть и газ закончатся не завтра и даже не на будущей неделе.

Фрезеровщик, токарь, станочник широкого профиля – без комментариев. Помощник машиниста – специальность не просто нужная, но еще и пронизанная романтикой дальних странствий. О незаменимости виноградарей не так давно рассказывал глава государства, вознамерившийся учредить специальный тематический праздник. А пчеловод – это вообще святое.

Попадание в приоритеты сборщика корпусов металлических судов выглядит более чем оптимистично. Ведь еще в августе 2016-го министр инфраструктуры рапортовал перед посетителями Фейсбука о том, что в Украине исчезло все судостроение. Но мечты о море, как минимум, облагораживают.

Также на госденьги могут рассчитывать будущие тестоделы, деревообработчики, монтеры путей, слесари по ремонту дорожно-строительных машин, наладчики станков с программным управлением, живописцы.

Чем руководствовались авторы списка при выборе приоритетных специальностей – труднообъяснимо. Не исключено, что возвышенным наитием, поскольку наиболее дефицитные на рынке труда специальности, по версии того же министра образования Лилии Гриневич - тракторист, сантехник и швея – под госраздачу не попали. Впрочем, толковый сантехник в поддержке не нуждается. А трактористу вообще главное, чтобы трактор был.

Гораздо более занимательно поработать с цифрами.

Разделив сумму финансирования проекта – 169,6 миллиона гривен - на 10,3 тысяч учащихся, которые по состоянию на 1 сентября 2016 года осваивали приоритетные специальности, получаем почти 16,5 тысяч гривен на одну персону, то есть сумму вполне достаточную, чтобы оплатить годичное обучение не в самом дорогом вузе. Из стана критиков тут же могут раздаваться голоса: «А не лучше ли эти средства выделять наличными для получения означенным количеством персон высшего образования?» Но при рассмотрении вопроса сквозь призму современных реалий, получается, что отнюдь. Социалистическая система, при которой квалифицированный рабочий зарабатывает больше среднестатистического обладателя вузовского диплома, оказалась не такой уж и социалистической и блестяще прижилась в рыночных условиях. А некий всплеск сюрреалистических тенденций, когда рынок труда просто кишел менеджерами по всем вопросам, как пруд головастиками, уверенно отошел в разряд мимолетного виденья. Кризис, знаете ли.

Если же навести на проблематику лорнет евроинтеграционных устремлений, то преимущество профтехобразования становится еще более очевидным.

Первое попавшееся объявление в разделе «Работа в Польше» гласит: «Требуются сварщики, работа по 10-12 часов, проживание бесплатное зарплата - 13 злотых в час».

Да, это еще не Пуэрто-Рико, где средняя почасовая оплата труда составляет 11 долларов. Но уже и не Тернопольская область, где среднестатистический труженик получает в час 0,8 убедительных ефимков.

То есть за месяц можно разбогатеть на 700 баков.

Три года назад такие деньги (что-то порядка 5600 гривен) сварщик мог и в родном краю зарабатывать. Сегодня – вряд ли. Основная масса местных предложений – 7500-8000 гривен или 270-290 долларов.

Второе попавшееся предложение: «Работа в Чехии, Польше, Литве для маляров, каменщиков, арматурщиков и специалистов по утеплению фасадов, зарплата от 18 до 45 тысяч гривен».

И так далее.

Что характерно, практически не требуются украинские менеджеры инновационной деятельности и магистры публичного администрирования. Еще меньше – филологи, историки и ботаники. Вообще никому не нужны политологи и эксперты.

(А генеральные конструкторы авиапредприятий, судя по содержанию новостных лент, не требуются даже в Украине. Как сообщили информагентства, бывший генконструктор авиакомплекса «Антонов» переехал из Киева в Баку, где займется созданием азербайджанской авиационной промышленности. Вот такое лирическое отступление.)

Так что решение поддержать пэтэушниов бюджетной копейкой (если таковая не закатится под плинтус в министерских коридорах) – это огромный плюс к карме всем реальным и даже псевдореформаторам с евростремительными наклонностями. Потому что максимум, на что может рассчитывать лучший студент на кафедре палеоботаники, приняв решение евроинтегрироваться в индивидуальном порядке – низкооплачиваемый неквалифицированный ручной труд, коверкающий психику и убивающий самооценку. А мотивированный слесарь-сантехник Афанасий Борщов ни в одной урбанистической культуре не пропадет.

Дмитрий Михайлов