Харьковский «уставший мост» или Конвульсии совка

1885

Вот и в Харькове обрушился мост. Пострадавший путепровод находился в окраинной части мегаполиса, что  резко снижает болевые ощущения среднестатистического горожанина.

Не самая крупная авария последних лет (к счастью, обошлось без жертв) вряд ли была бы достойной занять место в отдельном исследовании, если бы не ее ярко выраженный симптоматический характер.

Последняя пятилетка может войти в историю развития (по иной версии, деградации) отечественной инфраструктуры как «эпоха уставших мостов».

В иных регионах страны мостовые сооружения начали сыпаться. Магистральные тренды были сформированы в Киеве (на то он, собственно, и столица).

Киев

После прогремевшего на всю страну обвала Шулявского путепровода в феврале 2017 года киевский мэр Кличко заложил основы теории «уставших мостов», а само словосочетание мгновенно стало мемом.

После этого в столице различные путепроводы обрушались неоднократно.

Днепр

«Харьковский обвал» стимулировал вербальную активность руководства третьего по величине города страны – Днепра, мостовое хозяйство которого находится в не менее трогательном состоянии. Прославившийся пари с самим главнокомандующим (к этому эпизоду мы еще вернемся) мэр Филатов сообщил, что мост на Монастырский остров и несколько путепроводов могут в скором времени упасть.

Львов и Львовская область

Европейские ворота страны – Львовщина – все еще вряд ли может похвастаться прочностью мостов.

В мае 2019 года в Старосамборском районе Львовской области части моста обвалились в реку.

Неделю назад во Львове до дыр протерся (в буквальном смысле) мост на улице Стрыйской. Сквозь прорехи неплохо видно, что творится под мостом.

Одесская область

В феврале 2019-го на 52 километре трассы Одесса-Рени произошло обрушение моста.

***

При желании перечень может быть продолжен, но магистральные тенденции в принципе обозначены достаточно четко. К тому же и данного списка достаточно, чтобы служить некоторым утешением жителям Харьковского региона – мы не одиноки (а на общем фоне выглядим еще более-менее).

Инфраструктурный развал (так как разрушаются не только мосты) имеет достаточно четкое объяснение в исполнении компетентных источников: чрезвычайно высокий уровень износа. Отсюда, собственно, и произрастает мем «уставший мост» - устал от бесперебойной эксплуатации в течении десятков лет.

Значительная часть инфраструктуры, транспортного, жилищно-коммунального хозяйства были созданы еще во времена соцреализма. Основная часть современных проблем заключается в том, что конструкторы и строители не заложили достаточный задел прочности (руководители советского народного хозяйства считали главным показателем количество, а не качестве, и, как следствие, спустя 30-40 лет после введения в строй, многие объекты начали сыпаться).

Нередко встречающиеся в риторике современных специалистов реплики «до нас 20 лет ничего не делалось» воспринимаются по большей части как преамбула к основной части: «Ну, ничего страшного, если еще 5 лет не поделается…» Что с формальной точки зрения выглядит более чем логичным.

Но для наблюдателей, способных силой интеллектуального импульса пробить толщи визуального ряда и попытаться постичь, как говаривал персонаж одной из культовых кинолент, «всю глубину наших глубин», есть вещи более любопытные, нежели отговорки представителей управленческого класса, почему все именно так, а не иначе.

Последние пятилетие стало реальным, а не декларативным поражением совка, который бьется в конвульсиях и пытается судорожно ухватиться за жизнь мостами, железнодорожными полотнами, фабриками, заводами, электростанциями, большинство из которых пришли не только к технологическому, но и моральному упадку. Обрушения мостов, «взрывная демилитаризация» складов с боеприпасами, сворачивание устаревших автопредприятий (которые так и не научились производить «мерседесы»), сворачивание самолетостроения – можно рассматривать как звенья одного процесса тотальной десоветизации экономического и инфраструктурного развития. Это вопрос времени. Причем, можно спрогнозировать, что очень краткого периода.

Более сложным процессом является извлечения совка их массового сознания. Самым наглядным образом это демонстрирует история с харьковским обвалом: некоторый промежуток времени бессмертные водители спокойно продолжали движение по мосту, аккуратно объезжая гигантский провал, что вряд ли можно было бы наблюдать в ориентированных на либерально-буржуазные ценности странах Европейского союза.

Историческая справка.

25 августа 2019 года в Харькове обвалился мост, который ведет от авторынка «Лоск» в сторону поселка Песочин (мост был построен над железнодорожным полотном). По версии «Укравтодора», путепровод обрушился вследствие  динамического удара  перегруженной фуры (в переводе с технического на обыденный – по мосту проехал грузовик).

Дмитрий Михайлов