Харьковский торт, или Праздник великой травли

6799

В антилиберальной среде одно время был популярен анекдот: "Чтобы в мире наступил порядок, все хорошие люди должны собраться вместе и убить всех плохих людей". История "о тортике" в харьковской школе № 151 стала наглядной иллюстрацией данного, на первый взгляд, юмористического перевертыша, очередной раз явив миру примеры того, что в современном социуме борьба за справедливость куда важнее самой справедливости, а неравнодушные граждане готовы не останавливаться абсолютно ни перед чем ради принципов добра и света.

Напомним краткое содержание истории, облетевшей всю страну и без всяких преувеличений приобретшей статус "главного скандала недели". 21 октября один из пользователей фейсбука поведал миру о происшествии в некоем классе некоей школы: на праздновании окончания первой четверти ученице не достался торт, потому что мама принципиальная противница сдачи денег на все школьные мероприятия. Конечно же, ребенок без торта – это ужасно. Особенно, когда все вокруг употребляют сладости. И устроители праздника, конечно же, не правы, так как кусок кейка стоит гривен 20 – совершенно ничтожные по нынешним временам деньги – и надо хоть что-то в этой жизни делать просто так, безвозмездно, то есть даром. В общем, любой адекватный человек обязан был (без излишней демонстрации, лучше тайно) внести деньги за родителей-отказников. Расстроенный ребенок – не известно, читает ли он коменты в сети или смотрит ли новостные выпуски – получил изрядную порцию поддержки, которая незаметно, шаг за шагом трансформировалась в травлю учительницы, допустившей педагогический просчет с необратимыми последствиями если не вселенского, то, как минимум, галактического масштаба.

Подобных заявлений накопилось не один десяток. Диапазон вариантов расправы над классным руководителем варьировался от увольнения и надевания торта на голову до пяти лет лишения свободы. Праведный гнев сетевых пользователей легко и непринужденно подхватили практически все масс-медиа за исключением, пожалуй, пишущих о зимней рыбалке. Имя и фотография преподавателя были опубликованы. От классного руководства ее отстранили.

В целом, праздник ненависти удался на славу. Конструкторов разнообразных модификаций моральной и физической расправы над женщиной принципиально не смущало, что ни один из них не был очевидцем события и ровным счетом ничего не знает о том человеке, в травле которого принял посильное участие. Процесс травли оказался настолько увлекательным, что даже рамки приличий приобрели чрезвычайно размытые очертания.

Вряд ли стоит считать массовые истерии с требованием восстановления добра и справедливости немедленно здесь и сейчас любыми средствами изобретением 21-го века, приобретшим популярность, например, после репутационного уничтожения каких-нибудь харви-ванштейнов и кевинов-спейси. Остракизм придумали еще древние греки, не знавшие о существовании таких понятий, как "буллинг" и "троллинг". Сожжение "ведьм" на кострах европейцы практиковали еще в далеких 16-17 веках. Разоблачение "врагов народа" хоть и отстоит по времени на расстоянии каких-то 70-80 лет от дней нынешних, но современников данного явления практически не осталось. Но очевидно, что явление переживает свое очередное рождение. Какими водами питаются корни происходящего – тема для монографий. Но вкратце можно констатировать, что с переходом от формата коллективного сознания к примитивным формам индивидуалистического уровень самоцензуры резко снизился. А моральных авторитетов, предложение которых прикрутить фитилек ненависти были бы услышаны, пока на социальных горизонтах не наблюдается.

Дмитрий Михайлов