Харьковский губернатор у разбитой Шаровки
Вместо эпиграфа:
Мы строили, строили и наконец построили.
(«Чебурашка и крокодил Гена»)
Архитектурный памятник – усадьбу в Шаровке – впору вставлять в КВНовскую шутку. Кто только не ремонтировал Шаровку? Светличная не ремонтировала, Райнин не ремонтировал, Аваков не ремонтировал… Теперь за дело взялся очередной глава региона Алексей Кучер, внезапно, на десятом месяце губернаторства обнаруживший, что все плохо – «все на глазах разваливается, битое стекло, снег и дождь падают прямо внутрь, отделка шелушится, трава не косится, у входа стихийная свалка» (с).
Для начала – несколько слов о том, что такое усадьбе в Шаровке.
Усадьба в деревне Шаровка (сейчас Богодуховский район Харьковской области) была создана в 1836 году помещиком Саввой Ольховским.
Позже имение было проиграно в карты (по другой версии просто продано) братьям Гебенштрейтам. Братья создали парк на территории 40 гектаров.
В 1881 году усадьбу приобрел богатый сахарозаводчик Леопольд Кёниг, который и построил Шаровский дворец в конце XIX века в неоготическом стиле. Во дворце находились 26 комнат и 3 большие залы, убранство которых поражало своей роскошью: мраморные камины, лепнина, росписи, изящная резьба по темному дубу, драгоценный паркет. Здесь устраивались балы и играли спектакли. Во дворце принимали именитых гостей.
В 1917 году имение было национализировано, а в 1925 году в комплексе был создан один из областных санаториев для больных туберкулезом. Дворцово-парковый ансамбль ни разу не реставрировался, и медленно приходил в упадок.
В начале 2009 года все больные были перевезены из Шаровки в диспансер в Занки Змиевского района. Была запланирована реставрация.
В апреле 2009 года бывший тогда председателем ХОГА Арсен Аваков сделал пафосно заявление о том, что шаровка станет «туристической Меккой», во что, конечно же, вряд ли поверил даже сам выступающий, но слово не воробей…
Прошли годы.
В 2015 году в Харьковском областном совете родился хитрый план - сдать Шаровский дворец в аренду, чтобы арендатор за собственные средства отремонтировал здание. Желающих воспользоваться столь выгодным предложением не нашлось.
Предшествующий губернатор Светличная тоже предприняла попітку войти в историю «Большой реконструкции».
В июне 2018 года за реконструкцию Шаровки взялись немецкие специалисты.
«На сессии Харьковского областного совета уже приняли программу по сохранению культурного наследия, которая позволяет нам выделять для этого финансирование из областного бюджета, а также привлекать международную помощь», — сообщала Юлия Светличная.
В средствах массовой информации замелькали аллюзии к известному произведению Ильфа и Петрова – «Лед тронулся».
Начало было достаточно бодрым. Причем настолько, что в сети даже появились фотоснимки Шаровского замка в строительных лесах.
Но в августе 2019 года последовало сообщение о том, что проект реконструкции еще не совсем готов. Департамент капитального строительства Харьковской облгосадминистрации расторг соглашение с частным предпринимателем Татьяной Кондаковой о создании проекта реставрации Шаровской усадьбы стоимостью в почти 9 миллионов гривен. Соглашение было расторгнуто по взаимному согласию сторон.
Хотя параллельно с этим в областном совете отчитались о том, что за год на ремонтных работах освоили 2,021 млн грн., выделенных из областного бюджета.
Деньги не большие. Особнячок иного чиновника – но не из нашего района – стоит дороже. Но, как говаривал, один оптимистически настроенный наблюдатель: «Ребята хоть что-то делают».
Спустя год по реконструкции Шаровки был нанесен очередной удар.
Оказалось, что – далее цитата из сообщения Кучера:
«За последние годы на реставрацию Шаровки выделялись и бюджетные средства. Однако результата - ноль. Такое впечатление, что здесь делается все, чтобы уничтожить комплекс. Очевидно, что ситуация требует немедленного вмешательства, поэтому сосредотачиваю вокруг Шаровки отдельное внимание. Буду требовать от всех ответственных и сделаю все, от себя зависящее, чтобы виновные были наказаны. Там зарыты миллионы».
В принципе, песни с лейтмотивом «до нас 20 лет ничего не делалось» не новы для отечественного избирателя. Поэтому их прослушивание вряд ли вызывает у кого-либо учащенное сердцебиение. А включение режима «хороший царь, окруженный плохими боярами», как правило, непосредственно указывает на отсутствие конструктивных планов.
Попробуем сделать очередной среднесрочный прогноз: в расходовании средств никакие нарушения обнаружены не будут, виновных не найдут, никого не накажут, а реконструкция Шаровки останется на уровне построения грандиозных планов. Во всяком случае, пока не находится объективных данных, указывающих на иной ход региональной истории.