Харьковский губернатор со скучным лицом. Ликбез для кандидатов

2623

Жанр предвыборной агитации переживает глубокий кризис. Политическое вдохновение нередко черпается в «преданьях старины глубокой», а конечный продукт не выходит за рамки КВНовских переделок.

Знаменитый микрофильм, смонтированный из невошедшего в агитационный ролик Михаила Добкина в 2006 году и произведший настоящий фурор среди электоральных масс тогда же, пригодился полтора десятилетия спустя.

Действующий губернатор Алексей Кучер провел заочные дебаты с действующим мэром Геннадием Кернесом, подмонтировав (усилиями специально обученных мастеров) собственное изображение в вышеозначенное кино.

Кто-то может оценить качество креатива уровнем «так себе». Кто-то обратит внимание на скромность сепцэффектов. Мы попробуем акцентировать внимание на текстовой составляющей информпродукта и с ее помощью провести ликбез среди кандидатов на тему, как правильно составлять предвыборную программу. Для этого рассмотрим плюсы и минусы использованных губернатором месседжей.

Пункт первый: «Копать не будем, весь Харьков и так уже перекопанный».

Перекопка Харькова ведется не ради того, чтобы занять работников коммунальных служб, а с определенной практической целью – ремонт или перекладка инженерных сетей. То есть, заявление «копать не будем» ни в коей мере не может удовлетворить членов территориальной громады. Следует говорить о том, что будем: рыть, рыхлить, бурить, заниматься выемкой грунта, производить замену труб по фотографии и так далее.

Пункт второй: «В харьковских дворах дорог нет».

Для генерации подобного посыла совершенно не нужно быть ни губернатором, ни кандидатом в мэры. С подобной творческой сверхзадачей справится любой среднестатистический налогоплательщик ничуть не хуже, а даже намного лучше, так как именно он живет во дворах, а следовательно, знает проблему, что называется изнутри.

Намного интереснее для избирателя было бы услышать конкретные адреса, где будет произведена замены дорожного покрытия в течение ближайших 5 лет, если мэром города станет данный кандидат.

Ибо…

Совершенно очевидно, что для развития города необходим четкий план, а не констатация факта.

Пункт третий: «Дома без ремонта».

В принципе, см. пункт два. У каждого дома есть конкретный адрес. На обслуживании «Жилкомсервиса», по данным горсовета, находится порядка 6,5 тысяч жилых домов. Если некто заявляет, что дома без ремонта, следовательно, он знает, какие дома, сколько, в каком ремонте нуждаются, и имеет график проведения восстановительных работ.

В качестве небольшой исторической параллели можно привести опыт экс-мэра Добкина, раз уж действующий губернатор попытался примерить на себя именно его рубашку с галстуком.

Агитируя за собственную персону в 2006 году, Михаил Добкин посчитал количество неисправных лифтов и взял обязательство восстановить их работу в течение свое каденции. Во многом благодаря конкретизации эмоциональных посылов в электоральные массы данному политическому персонажу удалось одержать более чем убедительную победу.

Пункт четвертый: «Общественный транспорт разваливается на ходу».

С этой позицией вообще все просто. Трамвайный парк насчитывает примерно 300 вагонов. Троллейбусный – порядка 200 единиц. Метрополитен – еще 325 вагонов.

И тут призываем на помощь писателя Чернышевского: «Что делать?» Какое количество состава кандидат планирует поменять в течение своей каденции? Можно разработать приблизительный график: в первый год, во второй, в третий. Для квалифицированного управленца, понимающего хоть что-то в городском хозяйстве, это не составит большого труда.

Если у кандидата такого плана нет, значит, он ничего не понимает в городском хозяйстве или же принципиально не хочет ничего понимать.

К тому же у действующего губернатора уже есть, пусть и не продолжительный по времени, но, очевидно, позитивный опыт модернизации транспорта в сельскохозяйственных районах Харьковской области. В качестве примера он мог бы указать хотя бы пару-тройку маршрутов, где работают новые, комфортабельные, безопасные, экологичные (или на худой конец, не разваливающиеся на ходу) машины.

Пункт пятый: «Несправедливые тарифы».

Месседж, что называется, с подвохом. Наивный избиратель уже начинает мечтать о снижении оплаты за коммуналку. Избиратель грамотный, критически мыслящий понимает, что формулировка «несправедливые тарифы» может не сулить ему ничего хорошего. У него уже накоплен богатый опыт. В частности, премьер-министры Арсений Яценюк и Владимир Гройсман добивались установления справедливых тарифов путем их значительного повышения.

Если же губернатор, придя в мэрское кресло, собирается уменьшать тарифы, то можно уже сейчас называть хотя бы приблизительные цифры.

Например, отопление стоит 1 539,50 грн./Гкал. (Примерно столько платит за отопление зимой владелец квартиры площадью около 40 квадратных метров). Насколько губернатор собрался снижать оплату? Гривен на 100, на 200? Нет ответа? 

Пункт шестой: «Мне искренне жаль, что вам так и не удалось поднять харьковскую медицину до уровня берлинской Шаритэ».

Красивый выпад. Но чтобы он не был бесполезной тратой времени и сил, а завершился эффектным уколом, необходимо сообщить, какое медучреждение кандидат обещает поднять до уровня берлинской Шаритэ. Все не надо. Горожане – скромны. Достаточно одно за каденцию. И через 15 лет в Харькове будет уже три Шаритэ. Если верить математике.

И наконец, пункт седьмой – эксплуатация ставшего уже глубоко архаичным тезиса о Харькове как индустриальном центре украинского государства.

30-летие активной деиндустриализации в первую очередь отобразилось на таких городах, как Харьков, которые утратили большую часть производственных мощностей. Несколько цифр, которые, возможно, будут губернатору интересны. В 1991 году – глубоко кризисном – завод имени Малышева выпустил порядка 900 танков, половина из которых предназначалась на экспорт. Современный завод занимается в основном ремонтными работами. Как сообщил действующий глава государства, с 2009 года государство приобрело у предприятия 1 новый танк.

В 1980-е годы ХАЗ производил 60-70 крупных пассажирских самолетов в год. На современном этапе производство составляет ноль крупных самолетов в год.

В 1980-е ХТЗ выпускал 70 тысяч тракторов в год, сегодня предприятие производит порядка 1,5 тысячи машин в год.

Нравится это кому-то или нет, но объективные данные указывают на то, что Харьков давным-давно уже не индустриальный центр, а город с достаточно скромным уровнем развития тяжпрома.

Возможно, у губернатора есть предметный план восстановления индустриальной мощи в прежних объемах. А возможно, он просто повторяет лозунги времен социалистического реализма, никак не коррелируя данную часть своей предвыборной агитации с реалиями сегодняшнего дня.

Впрочем, есть и мощный фактор, в значительной степени реабилитирующий лишенные содержательной части программы современных кандидатов в харьковские мэры. Большая часть кандидатов (по приблизительным подсчетам, процентов 92-93) на победу в выборах и не рассчитывает. А следовательно, и не считает необходимым заморачиваться составлением сколь-нибудь вменяемых проектов развития города на ближайшие 5 лет.

Екатерина Павловская