Харьковские итоги. Все, что так и не сбылось
Проведение традиционной в конце года процедуры подведения итогов, схожей с перелистыванием старого фотоальбомы (сколько всего было), одновременно наталкивает на мысль о том, сколько всего могло у всех сбыться, но не сбылось.
Харьков – не исключение. Здесь тоже есть место несбывшимся мечтам, неоправдавшимся надеждам и нереализованным проектам социально-экономического развития территориальной громады.
Провал плана «Безальтернативный президент»
Несмотря на отдаленность по времени, главным событием в регионе стоит признать президентские выборы, особенно если акцентировать внимание на их результаты. Харьковские регион, который был одной из несущих стен в конструкции однотурового проекта в 2014 году, в 2019-м стал одним из главных центров антипорошенковского сопротивления.
Если в 2014 году за Петра Порошенко высказалось почти 37% избирателей, то в 2019-м – всего 8%.
Неоднократные заявления Харьковского городского головы Геннадия Кернеса о том, что альтернативы Петру Порошенко нет, были восприняты горожанами как «включение Штирлица».
До появления «зе-фактора» – внешне инородного дела в отечественной политике – складывалось впечатление, что пятый главнокомандующий в Первой столице может рассчитывать если не на журавля в небе, то на вполне упитанную курицу в руках. Получилась утка под кроватью (в политическом смысле, естественно, так как физического здоровья мы желаем всем и всегда).
Мэрские выборы не состоялись
Легкость, с которой шестому президенту удалось провести в жизнь досрочные парламентские выборы, являлась более чем прозрачным намеком на полную перезагрузку власти на всех уровнях. То есть, логика развития политических событий подсказывала, что новый состав Верховной Рады в турборежиме проголосует за проведение местных выборов на год раньше срока.
Но, очевидно, результаты парламентского кастинга оказались настолько неудовлетворительными, что собирать сотни Зе-командочек районного масштаба не было ни желания, ни сил.
Помимо того, к осени очарование "новых лиц" настолько померкло, что вряд ли кто-либо в Харькове сумел бы составить конкуренцию главному старому лицу. По данным Социологической группы "Рейтинг", 72% харьковчан положительно оценивают работу Геннадия Кернеса на посту Харьковского городского головы. А 45% считают, что ему альтернативы нет.
Без "Одоробла"
На культовой площади города – Свободы – так и не появилось ничего взамен сверженного пять лет назад "Лукича". Гражданскому активу не удалось сформулировать какие-либо более креативные предложения, нежели поддержанный городскими властями проект а-ля колонна Трояна (в активистской среде памятник получил неформальное наименование "Одоробло"). Идея проведения международного конкурса с участием лучших скульпторов мира не развилась далее ньювасюковщины. Колонны эстетов на пути к прекрасному уперлись в стену организационного бессилия. Идеологическое противостояние двух художественных школ само подсказало пусть и не оригинальное в эпоху после постмодернизма, но вполне сносное решение заменить снесенное изваяние пустотой в качестве очередного своеобразного намека на финализацию искусства как такового. В этом смысле "Харьковская пустота" (при грамотно организованной информационной поддержке) вполне может занять место где-то около "Черного квадрата" Малевича. Пока же можно констатировать, что некогда громкое дело завершилось взрывом мыльного пузыря.
Е-тикет победил, но не совсем
Окончательная и бесповоротная победа е-тикета на всем транспортном пространстве Харькова пока что не состоялась. Слухи о гибели синей карточки метрополитена 1 декабря 2019-го оказались преувеличенными. По ним и ездить можно, и пополнение их осуществляется вполне успешно.
Научно-технический прогресс в городской транспортной системе продвигается наощупь и настолько мелкими шагами, что к моменту тотальной е-тикизации мир давно уже перейдет на поголовную чипизацию социально адаптированных индивидуумов.
Тарифы так и не снизили
Вопрос снижения коммунальных тарифов – принципиальный для горожан. Стремительное повышение платежей стало одним из главных маркеров гипертрофированной социальной несправедливости, к которой современный харьковский избиратель (впрочем, как и любой иной) оказался принципиально не готов. Поэтому у одного из основных кандидатов на президентский пост дружба с жителями Первой столицы совершенно не сложилась (см. пункт "Провал плана "Безальтернативный президент").
Однако ожидания на некоторую гуманизацию тарифной политики пока не оправдались, и, попробуем сделать прогноз на следующий год, вряд ли оправдаются.
Справедливости ради стоит отметить, что так называемый тарифоцид – одна из практик, в которой перевод стрелок на городские власти является наименее продуктивной методикой изучения проблемы, поскольку тенденция удорожания основных цивилизационных благ имеет общегосударственный характер.
***
Подводя итог подведению итогов, можно заметить, что не сбылось не так уж и много, что, с одной стороны, как бы намекает на относительно невысокий уровень ожиданий, а с другой, характеризует уходящий год как не самый неудачный в городской истории. Во всяком случае, если следующий 2020-й год будет хотя бы таким же, то харьковчане, имеющие к грядущему только одно магистральное требование – лишь бы не было "покращень" – в общем и целом будут не против.