Харьков на краю тарифороста. Кто виноват, что делать

2174

Вслед за эпохой постмодернизма пришла эпоха гиперпарадоксов. Доллар падает – цены растут. Газ дешевеет – тарифы увеличиваются.

Так как употребление понятие "тарифо**д", по версии ряда медиа-чиновников, относится к разряду риторики, разжигающий одну из разновидностей розни (возьмемся предположить, социальной), отметим, что Харьков в очередной раз оказался на пороге тарифороста. Вопреки всем электоральным чаяниям, связанным с плановыми и внеплановыми выборами, "Харьковские тепловые сети" были бы отнюдь не против очередного повышения тарифов (хотя, по версии потребителя, куда уж еще).

На данный момент (с 1 января 2019 года) тарифы монополиста на рынке услуг по теплоснабжению и поставкам горячей воды "Харьковские тепловые сети" установлены на следующих отметках:

тепло для абонентов жилых домов с домовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии стоит 1539,5 гривен за Гигакалорию.

тепло для абонентов жилых домов без домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии – 39,38 за 1 квадратный метр в месяц.

горячая вода при условии подключения полотенцесушителей к системе централизованной поставки горячей воды – 93,22 гривен за кубометр.

горячая вода при отсутствии полотенцесушителей – 86,32 гривен за один кубометр.

Это означает, что семья простых харьковских трудящихся из трех человек, проживающая в 50-метровой панельной "двушке", в отопительный сезон только за отопление и горячую воду (при реальном потреблении 2 кубометра на человека) заплатит 2530 гривен. Прибавьте к этому гривен 230 квартирной платы, гривен 600 за электроэнергию, гривен 100 за воду-водоотведение, гривен 80 за вывоз мусора, еще пару сотен за интернет, столько же за телефон (21-й век, но у многих еще есть) и получится цифра, пробивающая весьма существенную брешь в семейном бюджете – что-то около 4000 гривен (при средней зарплате по стране после вычета налогов – порядка 8500 грн.). Как говорится, мелочь а неприятно.

В таких условиях очередное повышение стоимости коммунальных услуг вряд ли приведет в восторг большое количество потребителей.

При этом кабмин и "папередников" (под управлением Владимира Гройсмана), и "наступников" (под командованием Алексея Гончарука) старательно распространяли (-ют) информацию о снижении цены на газ для населения.

В сентябре "Нафтогаз Украины" снизил цену на газ для населения до 4493,64 грн за 1000 кубометров без учета налога на добавленную стоимость и расходов на транспортировку (в августе цена была установлена на уровне 4653,54 грн за 1000 кубометров).

Обнародование стоимости без НДС и транспортировки, конечно, при желании можно отнести к разряду мелких информационных манипуляций, так как реальная стоимость продукта оказывается значительно выше. Если прибавить 20% НДС, то получится уже где-то 5400 гривен за тысячу кубометров. И тем не менее, 5400 и 8550 гривен, как было в конце прошлого года, это, как говорят не только в Одессе, две большие разницы.

Но у ХТСа появился неплохой повод поговорить о повышении, ибо, по данным местного монополиста, Кабмин задолжал предприятию 55 миллионов гривен компенсации за разницу между себестоимостью услуги и ценами для населения, которые якобы были ниже оной себестоимости.

(Погашение разницы в тарифах (иными словами, компенсацию убытков предприятия) на горячую воду и отопление, которая образовалась еще в 2015 году, переложить на плечи жителей Харькова. Фактически, такое предложение содержится в ответе Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, на обращения Харьковского горсовета).

Для того, чтобы компенсировать данную недостачу в течение одного отопительного сезона, раскидав ее на каждого из 1,4 миллиона жителей города, необходимо повысить стоимость отопления одного метра жилья примерно на 0,4-0,5 копейки (при норме жилья около 13,65 квадратных метров на человека).

Если речь действительно идет о таком росте тарифа, то тут и возмущаться особо не стоит. Как говаривали в старину, "спасибо товарищам за наше счастливое детство".

Станут ли коммунальщики заморачиваться из-за полкопейки – вопрос. Традиционно тарифный скачок осуществлялся процентов на 20 (во времена обострения тарифного психоза – на все 100).

В этой связи крайне настораживающими выглядят заявления нового премьера Гончарука о том, что "правительство не будет возвращаться к "ручному" регулированию цен на энергоносители". Ибо правительство, занимающее политику невмешательства, может породить вопросы о целесообразности своего существования в принципе. Экономическое либертарианство должно занять место там, где ему и полагается, а именно, в первобытно общинном строе (государственные институты и создаются для осуществления эффективного регулирования различных процессов, а вовсе не для того, чтобы выплачивать заработные платы чиновникам). Но, видимо, для этого еще не пришло время.

Угрозы президента Зеленского отправить правительство в отставку, если оно не справится с задачей снижения тарифов на коммуналку, вряд ли на современном этапе воспринимаются серьезно, так как ни одна из анонсированных радикальных мер за косяки еще не была применена на практике.

Не исключено, что автор поставленной задачи и сам не в полной мере понимает суть оной. Далее цитата: "Задача есть, поставлена ​​новому правительству: они должны показать модель. И если модель не будет уменьшение коммуналки, будем прощаться с правительством. Все что они смогут, они сделают. Вопрос не в том, какая цена коммуналки, вопрос в том, какой процент от того, что получает человек пенсии или зарплаты, он платит за коммуналку. И такая ​​структурная проблема, такая структурная задача ставится новому правительству".

Иными словами, за кабмином оставляется право на применение козырной отмазки времен Гройсмана – "это не у нас тарифы слишком высокие, это у вас зарплаты слишком маленькие".

 

Екатерина Павловская