Губернаторский конкурс. С пьедестала – сразу в суд
Вместо эпиграфа.
Герцог. Тут же, при всех, я объявляю, что назначаю оруженосца Санчо Панса губернатором острова Баратария, входящего в мои владения.
Герцогиня. Я восхищена вашим поступком, герцог!
(Михаил Булгаков, «Дон Кихот»)
Материализация ранее сделанного прогноза всегда приятна, даже если вариант модели грядущего лежал на поверхности.
Экспертное сообщество едва ли не хором утверждало, что в конкурсе на замещение вакантной должности харьковского губернатора победит Юлия Светличная. И, как пелось, в одной из популярных опер, «предчувствия его не обманули».
По итогам состязаний Светличная, набрав 17,82 балла, опередила не только ближайших конкурентов, но и превзошла результат победителя пилотного конкурса в Николаеве Алексея Савченко, которому арбитры могли бы и накинуть одну сотую к его 14,88, дабы не развивать активность в среде искателей тайных смыслов.
Предсказуемость результата во многом предопределилась составом конкурсантов, ибо при всем уважении к «участникам регаты» большинство из них пользовалось широкой популярностью лишь в самых узких кругах. Один из экспертов РИА Новости Украина кратко, но емко описал круг претендентов как «безработные, блондинка, экс-регионал, эпатажный активист, экс-подозреваемый и даже возможный «виновник» банкротства «Завода Малышева», кого тут только нет». Региональные медиастарожилы, пожалуй, смогли бы припомнить лишь нардепа Виталия Немилостивого и Сергея Кадыгроба, побывавшего в замах харьковского мэра и при Шумилкине, и при Добкине. (Сотрудничество с регионалами, несмотря на итоговое третье место, фактически исключало Сергея Владимировича из числа реальных претендентов, ибо иметь подобные факты в политическом багаже на современном этапе простительно «не только лишь всем».)
Полностью сбылись кое-какие и из наших прогнозов. Никто из политических или деловых тяжеловесов (директор «Турбоатома» Виктор Субботин, бизнесмен Александр Ярославский, нардеп Игорь Котвицкий, харьковский вице-мэр Игорь Терехов и сам мэр Геннадий Кернес), которые в периоды кадровой неопределенности включались в списки претендентов на губернаторское кресло, заявок для участия в конкурсе подавать не стали. Так что магистральный лозунг советской рекламы перестроечных времен «при всем богатстве выбора другой альтернативы нет» поразительным образом актуализировался в наши дни. И операция под условным названием «Приемник» (по продвижению на губернаторский пост члена команды внезапно ушедшего на повышение Игоря Львовича Райнина) прошла практически успешно. Во всяком случае, первая ее часть.
«Вторая часть Мерлизонского балета» (не в буквальном, конечно, смысле, просто именно данный вид танцевального искусства традиционно упоминается рядом со словосочетанием «вторая часть») может состояться уже в залах судебных заседаний. Радость от победы кандидата наук, медалистки, отличницы и просто красавицы была разделена отнюдь не всеми заинтересованными лицами. Анонсы подачи исковых заявлений в суды, сделанные снятыми с гонки адвокатом Владимиром Гошовским и депутатом Харьковского горсовета Тарасом Ситенко, возвращают некоторое подобие интриги в достаточно тривиальную историю о целеустремленной героине, завершившуюся очередным хэппи-эндом.
По версии депутата Ситенко, он был не допущен к конкурсу из-за отсутствия необходимого опыта работы, что вызвало категорическое несогласие со стороны данного претендента.
Конкретно пункт «Опыт работы» гласит следующее: «Общий стаж работы - не менее семи лет; опыт работы на должностях государственной службы категории «А» или «Б» или на должностях не ниже руководителей структурных подразделений в органах местного самоуправления или опыт работы на руководящих должностях в соответствующей сфере - не менее трех лет».
Попытка создания максимально гибких условий, предоставляющих широкие полномочия «менеджерам по фейсконтролю», одновременно (ибо принцип двухконечности любой палки никто не отменял) создает благоприятную почву для произрастания конфликтных ситуаций. Совершенная неопределенность фразы «или опыт работы на руководящих должностях в соответствующей сфере» открывает широчайшие возможности для трактовок, интерпретаций и преумножения смыслов. Какую сферу считать соответствующей, а какую нет, на сегодняшний день совершенно не понятно. В частности, несостоявшийся кандидат Ситенко утверждает, что его многолетий опыт руководящей работы в бизнесе вполне подпадает под определение «в соответствующей сфере».
Невнятность действий членов оргкомитета и авторов свода правил привела к формулировке самых резких заявлений. «Очевидно, что конкурс мнимый и на самом деле был призван официально узаконить заранее определенную кандидатуру и.о. губернатора Юлии Светличной», - уверен Тарас Ситенко. И на данном этапе не находится внятных объяснений из каких высших соображений был перекрыт путь претенденту, который, судя по его же собственным коментам, и сам-то не очень рассчитывал на успех.
Причины отказа Гошовскому, у которого с опытом госсужбы вроде бы все в порядке, очевидно, кроются в деталях еще более подверженных оспариванию.
Вряд ли легкая подстава организаторами конкурса основного претендента как-то отразится на ее управленческой карьере, но первое место при наличии дисквалифицированных претендентов оставляет зазор для сомнений. Тем не менее, попробуем сделать прогнозы и на этот раз. Кандидатура победителя пройдет согласования в Кабмине и АП (напомним, что конкурс носит рекомендательный характер). Президент примет итоговое решение. А судебные разбирательства будут результативными для оппонентов лишь с точки зрения приобретения пусть небольшой, но никогда не лишней медиаизвестности.