Губернатор має талант
Харьковская область имеет все шансы одной из первых засветиться в рубрике «Проверено на себе» и оценить все прелести отказа от авторитарного тыка пальцем в пользу соревновательных начал при назначении региональных чиновников вплоть до самого высокого ранга.
Намедни глава государства издал указ о проведении конкурса на замещение вакантной должности главы Харьковской областной государственной администрации в соответствии со статьей 23 нового Закона «О государственной службе», вступившего в действие вот-вот – с 1 мая 2016 года. (Требования к кандидатам изложены в соответствующем документе президентской администрации, дабы претенденты в региональные лидеры имели возможность более-менее взвешенно оценить собственный творческий потенциал).
Учитывая, какие шекспировские страсти (приблизительно по «Ричарду Третьему») вскипали в битве за губернаторское кресло за последние два с половиной года, жесткая формализация процесса назначения главы области для Харьковщины представляется наиболее актуальной.
Для постижения феноменальной остроты «кабинетного вопроса», испортившего не одно поколение политических элит, стоит припомнить, сколь немалое количество более-менее выдающихся личностей метили в наместники на основе принципа самовыдвижения или же упоминались в народных сказаниях в качестве основных претендентов. Но новая система, несмотря на визуальную демократичность, могучим полосатым шлагбаумом практически перекрывает путь к вершинам власти «народным губернаторам», коих в переходный период на противоположных полюсах политического глобуса появилось не меньше, нежели самовыдвиженцев на царский трон в период первой Смуты. Иные имена уже практически стерты со страниц истории и современной публики ни о чем не говорят. Ходили упорные слухи, что чуть ли не сам писатель Жадан готов был перезаточить литературное перо на деловое. Но сетевой мемуаристикой данный факт не подтверждается.
Крайняя размытость требований к кандидату порождала некоторую иллюзию, что административно-территориальную единицу может возглавить носитель неопределенных компетенций (или, как говаривал один красноармейский старший прапорщик, не только кто угодно, но и кто попало). Тогда же низовой инициативой был сформирован и некоторый пакет пожеланий к будущему главе региона, отличавшейся повышенной степенью незатейливости по сравнению с новыми стандартами, предусматривающими необходимость не только профильного опыта, но и знания как минимум 23 законодательных актов от Конституции до Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». По версии узких кругов гражданского актива образца февраля 2014 года, к особенностям губернатора новой формации относились административные способности, отсутствие коррупционных правонарушений, адекватность, соразмерность доходов и расходов кандидата и членов его семьи, независимость от олигархических групп, отсутствие опыта работы в органах государственной власти в период с 2010 до 2014 года, отсутствие иностранного гражданства и непричастность к нарушению прав человека. Помимо всего прочего, кандидат должен был пройти тестирование на детекторе лжи и медицинский осмотр. Высказывались также и пожелания на уровне антинаучной фантастики, например, чтобы новый глава региона ежемесячно отчитывался о проделанной работе на площади Свободы.
Тем не менее, в ту пору заветное кресло досталось человеку с опытом не только баррикадных боев, но и административной деятельности Игорю Мироновичу Балуте, ставшему вольным или невольным выгодоприобретателем первомартовских событий, фактически освободивших для него рабочее место от присутствия лиц, не задействованных в работе обладминистрации.
Что касается представлений широких электоральных масс о личности руководителя области, то персонажами разнообразных слухов, начавших множиться в новостных лентах особенно после президентских выборов, как правило, становились те, кого можно отнести к категории региональных политических или деловых тяжеловесов: мэр Харькова Геннадий Кернес, директор «Турбоатома» Виктор Субботин, бизнесмен Александр Ярославский, вице-мэр Игорь Терехов, бывший вице-губернатор Сапронов. Считалось, что такой регион, как Харьковская область, должен возглавлять некто широко известный не только в узких кругах. Обоснованность претензий вышеперечисленных ответственных товарищей как раз может быть подтверждена или же опровергнута присутствием в современном списке конкурсантов. Но попробуем предположить, что никто из них заявку подавать не станет. И даже не потому, что на уровне анонимного тестирования в стиле ВНО шансы на победу в состязании со старательными клерками, например, в знании законодательной базы, инструкций, предписаний, артикулов, параграфов и схем эвакуации при пожаре, не особо велики. (Такой ярчайший, без преувеличений, политический персонаж, как действующий министр внутренних дел, в свое время отсидевший пять лет и один день в кресле председателя ХОГА, срезался бы уже на экзамене по государственному языку). Скорее всего, харьковские политические знаменитости уже расположились в социально-политических нишах, максимально соответствующих их потребностям в самовыражении.
При новых же правилах соперничество за губернаторское кресло должно переродиться из закулисных тяжб политических гигантов в бескомпромиссную битву железных делопроизводителей. Несмотря на то, что даже и.о. губернатора Юлия Светличная в комментарии местным телеканалам заявила, что пока не уверена в своем участии в конкурсе, вряд ли следует ожидать резкого дефицита претендентов на «свято-место-пусто-не-бывающее». Например, в призванной выполнить функцию площадки для вброса пробного шара Николаевщине за губернаторство схлестнутся более трех десятков кандидатов.
Для соблюдения чистоты эксперимента (или, во всяком случае, минимизации фактора субъективного судейства), конечно же, следовало бы выполнение конкурсных заданий транслировать по местному телевидению с параллельным голосованием телезрителей. А могущие при этом возникнуть параллели с различными телеконкурсами народных талантов только повысят и качество состязаний, и уровень вовлеченности в жизнь региона широких народных масс. Ибо, перефразируя классика, следует отметить: пока народ начитан и высокообразован, важнейшим из шоу для нас является публичный политический процесс.