Грязные танцы в политическом клубе

3037

До момента голосования остается четыре дня, что настраивает на подведение кое-каких итогов. Скорее всего, промежуточных, так как на разрешение спора между четырьмя десятками претендентов "кто есть who?" одного тура явно не хватит.

Не исключено, что в будущем в учебники по политологии выборы 2019 года войдут как один из образчиков применения черного пиара и грязных политтехнологий (если даже современникам они представляются как образец пусть бескомпромиссной, но честной и открытой борьбы).

Для политического историка, который попытается представить президентские выборы 2019 года максимально жесткой схваткой не на жизнь, а на смерть (смерть, естественно, политическую) с применением всех дозволенных и недозволенных приемов, придется обратить внимание на ряд обстоятельств.

Несмотря на участие в гонке почти сорока кандидатов, большая часть черной пиарщины вращалась вокруг четырех: действующего президента Петра Порошенко, лидера депутатской фракции "Батьківщина" Юлии Тимошенко, шоумена Владимира Зеленского и политического деятеля Анатолия Гриценко.

Если бы обнародование социологических исследований было запрещено, как разновидность манипуляции массовым сознанием, то, возможно, данный перечень был бы несколько иным.

При этом следует отметить, что сами кандидаты к поливанию оппонентов из ассенизационных брандспойтов практически не имели никакого отношения. Все высококвалифицированную работу делали, как говаривал товарищ Саахов, "совершенно посторонние люди, и не из нашего района".

"Реальный Грыщ"

Вряд ли ошибемся, если предположим, что первым под обстрел чернопиарного вентилятора попал Анатолий Гриценко. Размер его персоны тайным креативщикам показался настолько масштабным, что ему посвятили целую страницу в фейсбуке под названием "Реальный Грыщ".

В основу критики Анатолия Гриценко было положено обвинение в расхищении и распродажи армейского имущества в его бытность министром обороны с 2005 по 2007 годы (были в биографии фигуранта и взлеты).

В феврале 2019-го генпрокурор Луценко заявил об открытии уголовного производства против персон, которые занимали пост министра обороны с 2004 по 2014 годы.

Внезапность открытия подобного производства во время избирательной кампании могла наталкивать на мысль, что основной мишенью является именно кандидат-экс-министр.

Несколькими неделями ранее, еще до открытия производства генпрокурор высказал предположение, что самая большая "распродажа" военной техники украинской армии началась именно с 2005 года, когда министром был Гриценко.

Доведение до суда дела о расхищении (или якобы расхищении) в вооруженных силах – вопрос крайне проблематичный, с учетом уже накопленного опыта деятельности наличного генерального прокурора. Но если исходить из версии о необходимости достижения сиюминутного политического результата, то окончательное расследование как бы и не является обязательным элементом.

"Газовая королева"

Для Юлии Тимошенко оппоненты не придумали ничего лучшего, как вернуться к газовой теме, за которую дважды экс-премьер уже отсидела, за страдания была объявлена "украинской Жанной д'Арк".

В 2009 году Тимошенко "договорилась с Путиным" о цене на газ по 485 долларов за тысячу кубометров, следовательно, они – лучшие друзья, и в 2019-м о чем-нибудь договорятся (еще один "бонус" – современная цена на газ для населения постоянно повышается тоже из-за договора Тимошенко, хотя не так давно действующий главнокомандующий назвал цену импортного газа что-то в районе 217-ти условных единиц). Как может заметить любознательный читатель, логики в подобных выкладках – чуть. Но общий невысокий уровень креативного мышления в современном политикуме позволяет мастерам жанра работать по принципу "И так сойдет" с достаточно прозрачным намеком на столь же невысокий уровень критического мышления в среде электоральных масс.

"Маска Коломойского"

Если бы публикация данных социологических опросов хотя бы за несколько месяцев до выборов была запрещена, то вряд ли шоумен Владимир Заленский воспринимался бы как лидер президентской гонки, даже с поправкой на то, что ему приписывается аккумуляция всего «противсішного» электората.

А, следовательно, он был бы избавлен от значительной части упреков, намеков, подозрений, которые обрушили на него явные и тайные недоброжелатели.

Претензия номер один – клоун (вполне годная, так как большинство электората считает себя умнее клоунов. Но не абсолютная, так как отечественный политикум тот же электорат уже не первый год ассоциирует с цирком).

Претензия номер два – наличие (или якобы наличие) бизнеса на территории Российской Федерации. Подобные обвинения частью электората воспринимаются как чрезвычайно серьезный зашквар, хотя подобные претензии к кому бы то ни было автоматически рикошетом бьют по претенденту на второй срок, которому ни один год припоминалась ставшая уже притчей во языцех Липецкая фабрика.

Претензия номер три «Зеленский – маска Коломойского» скорее демонстрирует крайнюю пластичность массового сознания, в которой перманентный процесс "зрадо-переможних змагань" приводит к парадоксальным результатам – антигерои легко становятся героями, а герои столь же легко приобретают приставку анти-. (Впрочем, данная технология не нова и была тщательно обкатана в 30-50-х годах прошлого столетия). Еще недавно, в 2014 году (а для людей мыслящих категориями вечности пять лет – как одно мгновение), бизнесмен Коломойский присутствовал в сонме героев революции, одним из наиболее мощных организаторов подавления контрреволюционных выступлений. (Почти как в агитационных шедеврах времен соцреализма "Он против контры шел, наступая, в кожанке Щорса, в бурке Чапая". Да, революционеры и контра в современном варианте поменяли окрасы, но, с точки зрения теории и практики революционной борьбы, это не имеет решительно никакого значения).

Ныне, по замыслу организаторов контрагитации, понятие "маска Коломойского" должна содержать некие негативные коннотации.

Претензия номер четыре – Зеленский будет стоять на коленях перед Путиным – учит политиков на всех этапах (даже когда они не подозревают, что будут политиками) приучаться к фильтрации речевого потока.

1 марта 2014 года в программе ТСН Владимир Зеленский, когда его лидерство в президентской гонке воспринималось на уровне достаточно плоской шутки, сделал заявление, в котором помимо всего прочего содержалось обращение к президенту Российской Федерации Путину: "Надо вам, я буду умолять вас на коленях, но не ставьте на колени наш народ…"

Да, с точки зрения научной методологии, оценивать действия прошлого по меркам сегодняшнего дня – патологически безграмотно. С точки зрения агитационно-пропагандистской методологии – не только приемлемо, но и обязательно. В общем, слово – не воробей, за язык никто не тянул и так далее.

Крайне любопытно, что в случае с Зеленским отечественный избиратель может наблюдать явление, которое можно назвать  "синдромом Ельцина". Чем больше руководство компартии на всех уровнях критиковало своего парттоварища Ельцина в 1991 году, тем стремительнее росла его популярность вреди ширнармасса.

Хотя в окончательную победу Зеленского верится с большим трудом. Выход же его во второй тур, скорее всего, станет подарком для оппонента. Забег к президентской булаве продолжится с припевом "ребята, поигрались и хватит, пора одуматься, шутки шутками, а пора и честь знать" и так далее, и тому подобное.

Непотопляемый

Действующий президент, как огромный кусок пенопласта, не тонет ни в чем. Наличие бизнеса – "слепотраст". Панамский скандал – происки агрессора. Выходит книга "Правдивая история об украинском диктаторе" – электорат кандидата на второй срок в основе своей мало читающее категории населения. Основатель Партии регионов – это было давно и неправда.

В конце февраля BIHUS.info публикует результаты расследования о хищениях (или якобы хищениях) в оборонной промышленности. Во времена благородных бретеров уже раздались бы залпы суицидальных выстрелов. Но даже треск гороха, отлетающего от стены, никого особо не оглушил.

Вываленная на головы избирателей история о том, что якобы Петр Порошенко убил собственного брата, просочилась сквозь массовое сознание как вода в песок, потому что в каинство клиента вряд ли поверили даже сами создатели информационного продукта, ибо параллели между кандидатом на второй срок и библейскими персонажами плохо вписываются в рамки какого угодно сознания и даже его полного отсутствия.

Прекрасносущность действующего гаранта в глазах его фоловеров не способно поколебать решительно ничто, даже если персона номер один подобно Оззи Осборну на сцене откусит голову цыпленку (специалисты подадут это как демонстрацию того, что будет с агрессором, случись что). Точно так же как и его противников вряд ли что-то заставит переменить свою точку зрения.

Скорее всего, голосование за-против действующего президента войдет в историю избирательных процессов в качестве классического примера борьбы телевизора с холодильником. Телевизор говорит: "томос, Атос, безвиз и д'Артаньян". Холодильник: "гречка, сечка, капуста и сосиски из отходов мясного производства".

Окажется ли контрагитация эффективной? Здесь по старой народной традиции стоило бы ответить вопросом на вопрос: "Смотря для чего?" Для утверждения уже имеющихся у претендентов сторонников в правильности их выбора – вне всякого сомнения. Для привлечения новых последователей – нет и еще раз нет.  Во-первых, доверие к внешним источникам уверенно стремится к нулю. Во-вторых, не настолько современный электорат слаб духом, чтобы шарахаться из стороны в сторону под воздействием внешних факторов. И если, к примеру, в "День Х" он выбрал поход на природу, то ничто не сможет свернуть его с намеченного курса.

Екатерина Павловская