Гройсман и бабушки: в чем проблема?
Вместо эпиграфа
"Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши"
(Шарль Перро, "Красная шапочка", 1697 год)
"Хождение в народ" является одним из наиболее беспомощных приемов в современном политтехнологическом арсенале. Ибо акцентированно холеный чиновник в дорогом костюме на фоне бедно одетых пожилых людей, мягко говоря, не вызывает особого сочувствия.
Очередное подтверждение этому правилу предоставила креативная команда действующего премьера, предпринявшая попытку усилить рекламную компанию патрона видеороликом под условным названием "Гройсман и бабушки". (Ранее мы детально рассказывали о выделении 7,7 млн грн. из государственного бюджета на создание билбордов, повествующих об успехах правительственных реформ, и около 1 млн грн. на создание видеофильмов, объясняющих, почему позитивные результаты реформ еще не ощущаются электоральными массами).
Доверительная беседа премьер-министра с коллективом пожилых женщин о пользе повышения коммунальных тарифов (видео опубликовано в twitter главы кабмина) по большей части стимулировала авторов электронных СМИ лишь к обсуждению стоимости премьерской униформы.
По версии одного из блогеров, премьер явился на встречу "в костюме Brioni за несколько тысяч долларов и туфлях Prada, стоимость которых равняется Пенсии за целый год".
Столь вопиющее несоответствие формы содержанию, вне всякого сомнения, - существенный технологический прокол, даже если премьер был не в настоящих "брендах", а в удачной имитации.
Один из персонажей знаменитой диссидентской повести Владимира Войновича "Шапка" – оргсекретарь московского отделения Союза писателей Петр Николаевич Лукин – к народу выходил в потертой кепчонке. Затем в отдельном кабинете надевал норковую шапку, выходил через заднюю дверь, садился в черную «Волгу» и ехал по своим делам. То есть, человек немного понимал в паблик рилейшнз.
Но бросаться в премьера информационными камнями за слишком опрятный внешний вид – тоже вряд ли конструктивно. Достаточно попробовать ответить на вопрос: «А если бы глава кабмина явился на рандеву в застиранной байковой рубашке, трениках с отвисшими коленками и совковых сандалетах, надетых на заштопанные носки? Стал бы он от этого квалифицированным государственным менеджером?» Скорее нет, чем да. Следовательно, и проблема несколько в ином. А именно - в легкомысленном отношении к аудитории, построенном на таких базовых принципах, как: «и так сойдет», «не стоит заморачиваться» и «рeople havayet», что в переводе означает «ширнармасс скушает все, что поднесут».
«Хождения в народ» стали таким баяном, что просто должны быть запрещены международной конвенцией, точно так же, как в торговых точках запрещена продажа просроченных продуктов. Тему следовало закрывать еще после написания картины «Ходоки у Ленина».
К тому же, действующий премьер повторяет самого себя, что на столь высоком уровне ответственности перед аудиторией – и вовсе не comme il faut.
(Март 2017-го. Балаклея Харьковской области. Агитационное клише "встреча с пожилыми женщинами" уже использовалось действующим премьером).
Но, если уж "единение с народом" было столь необходимо, разумно, чтобы формат его был несколько иным.
То, что одинокие пенсионеры сидят на субсидиях – это известно и без очередного премьерского "хождения в народ". Точно так же они пользовались субсидиями и при «кровавой диктатуре» и при обоих правительствах Тимошенко, и в далекие времена президентства Кучмы. К тому же, большая часть пожилых людей не посещает премьерские facebook и twitter. А следовательно, они все равно не узнают, как хорошо им будет жить после повышения тарифов.
Гораздо актуальнее выглядела бы встреча с представителями категории "среднестатистический гражданин". Например, семьей из четырех человек – мама-бюджетница, папа-рабочий и двое детей – проживающих в трехкомнатной квартире в обычной совковой панельке. Чтобы ничего не преуменьшать, но и не преувеличивать, возьмем в качестве рабочих показателей среднюю заработную плату – порядка 9000 грн. То есть, доход семьи составляет 18000 грн. без вычетов налогов. При старых тарифах зимняя коммуналка обходилась семье порядка 4000 грн. При "папередниках" субсидия назначалась, если коммуналка превышала 15% общих доходов. То есть 2700 грн. должна была внести семья плюс 1300 грн. - субсидия.
После повышения на 16%, как обещал министр соцполитики, коммунальные платежи составят порядка 4600 грн. Вот именно этой семье премьер и должен был объяснять, что их субсидия тоже увеличится на 600 грн.
Хотя за счет чего могут быть увеличены индивидуальные доплаты, пока не совсем понятно. Общая сумма средств, предусмотренных на коммунальные субсидии – резко сокращается: в 2018 году – 71 млрд грн., в 2019 году – пока 55 миллиардов. А ведь следуя неумолимой математической логике, общий объем субсидий должен как раз наоборот - возрасти на 16% до 82 млрд грн.
Еще пару упражнений на калькуляторе. Процентов 20 у семьи уйдет на всякие вычеты и налоги. То есть, на руки будет получено 14400 грн. По 3600 грн. на человека или по 127 долларов, что уже несколько меньше черты бедности, условно установленной международными организациями на уровне 5 долларов в день. Транспортные расходы, интернет, мобильная связь, средства гигиены и школьные принадлежности – еще смело можете вычитать пару тысяч. Остается 12400 грн. Если эта семья окажется еще и без субсидии – получится менее 8000 грн. Или не более 65 грн. в день на одного человека. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что после повышения тарифов постепенно подтянутся все розничные цены.
Поход в цирк-кино для такой семьи – это удар по бюджету. Приобретение одежды – максимальное затягивание поясов. Покупка игрушек равносильна недоеданию. Обращение в медицинское учреждение – полный финансовый крах…
А ведь надо еще, в соответствии с политическим завещанием классика, съездить в Братиславу на фантастическую чашечку кофе и посетить венскую оперу.
Именно этой самой средней, совершенно неисключительной семье премьер-министр перед видеокамерами и должен был дать ответ на извечный вопрос отечественный наемных работников "Как жить дальше?" Но поскольку данный вопрос давно уже из области конкретики перекочевал в разряд риторики, то и по поводу собственной саморекламы представители управленческого класса предпочитают особо креативно не заморачиваться. Проблема лишь в том, что агитационных клише, штампов и шаблонов не так уж и много. Поездка в общественном транспорте у премьера уже есть. Демонстративное подписание законов – фишка президента. Танцы с собаками уже застолбил генеральный прокурор. Остается только переноска бревна на ближайшем антикоммунистическом субботнике.