Госбюджет-2022. Кому станет жить хорошо
Верховная Рада приступила к формированию государственного бюджета на 2022 год. Соответствующий законопроект уже принят за основу, до 20 ноября парламентарии планируют одобрить документ во втором чтении.
Доходы предусмотрены на уровне 1,267 трлн грн. Расходы - 1,442 трлн грн. Дефицит бюджета – 3,5% ВВП, что составляет 188 млрд грн.
По сравнению с прошлым годом расходную часть планируется увеличить на 9%. Но с учетом прогнозируемой инфляции в 6,2% рост уже не является столь стремительным.
Рост экономики ожидается на уровне 3,8% (по данным Всемирного банка 3,5%). Это ниже прогнозируемых Всемирным банком общемировых показателей - 4,9% и показателей для развивающихся странах – 5,1%. Хотя, очевидно, данная процентовка пока мало о чем говорит конечному потребителю. В истории страны уже бывали периоды, когда в числовых показателях все росло и ширилось, но это никак не отражалось на уровне жизни основной части граждан.
Немного задолжали
40% доходной части бюджета уже не принадлежит гражданам страны. На обслуживание госдолга потратят 181,4 млрд грн, на погашение – 393,3 млрд грн (в сумме - 574,7 млрд грн или 21,7 млрд долларов).
По факту объем бюджета значительно меньше заявленных триллиона с хвостом.
Но залатать такую гигантскую пробоину можно за счет новых заимствований. Как сказали бы злые критики действующей властной команды, соскочить с кредитной иглы не удастся.
Но именно в этой части круговращения бюджетных средств ничего нового не произойдет. Взять в долг, чтобы отдать долг – опробованная схема, которая может работать достаточно длительное время. Во всяком случае, гораздо дольше президентской и депутатской каденций. Так что никаких чрезвычайных финансовых катастроф, омрачающих общее течение перманентного кризиса, в ближайшее время не ожидается.
Кто станет жить немного лучше?
Ожидается значительное увеличение расходов на содержание центральных органов власти.
«Золотой треугольник» – Офис президента, Кабмин, аппарат Верховной Рады – обойдется налогоплательщику почти в 7 миллиардов гривен:
Офис Президента – 2,9 млрд грн;
Секретариат Кабмина – 1,3 млрд грн;
Аппарат Верховной Рады – 2,7 млрд грн.
Для сравнения, расходы государственного бюджета на обслуживание деятельности президента и Офиса президента в 2021 году планировались на уровне 1,22 млрд грн. Это было почти на 40% больше, чем в 2020 году (909 млн грн).
Теперь планируется увеличить на 140%. Не исключено, что увеличение расходов связано с тем, что ОП, возможно, стал работать в два с половиной раза эффективнее, а, как известно, все хорошее стоит дорого.
Для сравнения, на противодействие распространения коронавируса в школах планируется выделить 1 млрд грн. Но депутаты считают, что данную сумму стоит пересмотреть. Очевидно, в сторону увеличения.
Что перепадет простому налогоплательщику
По прогнозам составителей бюджета, в будущем году среднестатистического наемного работника ожидает существенная прибавка к заработной плате. Среднемесячная зарплата может составить 15 300 грн.
Согласно последним официальным данным Минфина, сейчас средняя зарплата составляет порядка 14 000 грн. Рост составит 9%. Инфляция, как указывалось выше, прогнозируется на уровне 6,2%. Но как показывает практика предыдущих лет, отдельные виды товаров за краткий период могут подорожать на 20-50% и более.
Применительно к прогнозируемому валютному курсу на уровне 28,6 грн за доллар, средняя заработная плата вырастет аж на 4 доллара – с 528 до 532. Как говорится, мелочь, а приятно.
Минфин заложил средства на повышение стипендий студентам: минимальная стипендия составит 2000 грн, стипендия отличников – 2500 грн.
На субсидии в 2022 году выделяется 38 млрд грн, что меньше, чем в 2021 году – 47 млрд грн.
Общий долг за коммунальные услуги составляет 63 млрд грн. За год он вырос на 7 миллиардов. Ситуация уже приведена в состояние патовой, так как домохозяйства имеющие долги, лишаются права на субсидию.
В бюджете на 2022 год предусмотрели рост минимальной заработной платы (на данный момент ее размер составляет 6 000 гривен).
С 1 января «минималка» составит 6 500. А с 1 октября 2022 года – 6700 грн.
Прожиточный минимум в декабре 2022 года составит 2589 грн (сейчас – 2294 грн).
Кто-то скажет: не густо. Но следует учитывать, что некоторые парламентарии в принципе несколько оторваны от объективной реальности.
Например, представитель правящей партии «Слуга народа» на днях рассказывал тележурналистам, что цена гречневой крупы составляет 12 гривен за килограмм, а говядины – 50-70 гривен. Когда-то депутат видел и по 20 грн.
По данным Госстата, средняя цена на говядину составляет 172 гривны (в начале года – попадалась в районе 145-ти гривен). Гречка на полках в супермаркетах - от 40 до 80 гривен в зависимости от качества.
Но делать из этого драму (а тем более трагедию), конечно же, излишне. Должен же быть в стране хоть кто-то, обитающий в мире позитивной иллюзорности.
Кому сколько?
Кратко об основных статьях расходов.
Пенсионеры отвернут из бюджета более 200 миллиардов гривен (общий бюджет Пенсионного фонда составит 531,2 млрд грн.)
На образование планируют потратить 185,6 млрд грн. Из них – расходы на зарплаты учителей 108 млрд грн. так что на организационную деятельность и укрепление материально-технической базы остается менее половины.
Расходы на сферу здравоохранения – 197,2 млрд грн.
МВД обойдется в 98,2 млрд грн. Офис генпрокурора – 13,6 млрд грн. СБУ – 16,1 млрд грн.
Правительство не отказывается от идеи дорожного строительства. На эти цели могут выделить 120 млрд грн. По данным «Укравтодора», строительство одного километра дороги первой категории составляет 170 млн грн. На анонсированную сумму можно будет проложить порядка 700 километров новых трасс. Но если оформить графу расходов как «строительств и ремонт дорог», то ремонт обойдется значительно дешевле, и можно будет сообщать о тысячах километров дорог, как и в текущем году.
Как показывают данные из проекта основного финансового документа страны, социальная и экономическая ситуация в стране принципиально не станет лучше. Хотя нет оснований, прогнозировать, что она станет катастрофически хуже. Радикальные изменения в худшую сторону могут внести лишь глобальные экономические или политические кризисы. Однако прогнозирование последних вряд ли соответствует уровню компетенции действующего состава правительства и законодательного собрания.