Годовщина Гройсмана, или Если бы да кабы
Вместо эпиграфа
«Если бы все было так, как вы рассказываете, на земле давно бы коммунизм победил…»
(Из разговоров на диссидентской кухне в конце 70-х)
Рассказывают, что сообщение о появлении «Черного квадрата» Илья Репин прокомментировал фразой: «Отсутствие содержания стимулирует к рождению новых форм».
К своему первому в жизни, а возможно и последнему, что обязывает троекратно, отчету, посвященному неотвратимо наступающей годовщине премьерства (14 апреля 2017-го), глава кабмина Гройсман подошел в новой ипостаси – альтернативного историка.
Декламация уже давно набивших оскомину чисел – два процента роста, полтора прироста – вряд ли смогла бы удержать внимание аудитории, начинающей самым антинаучным с точки зрения социально-экономической теории способом оценивать результаты реформ по содержанию собственного кошелька. Единственное из зримых достижений – увеличение минималки до 3200 – на основной массе потребителей отразилось лишь ростом цен в продуктовой лавке. Поэтому предложение почтеннейшей публике не зацикливаться на том, что есть, а поразмышлять над тем, что было бы, если бы, стало очевидной интеллектуальной находкой, за что креативному штабу должна быть выставлена круглая «пятерка».
Например, если бы «реформы Гройсмана» были применены еще в 2007 году.
Год выбран не случайно. Во-первых – он находится на расстоянии 10 лет от современного периода, а магию круглых дат еще никто не отменял. Во вторых – символизирует второе пришествие в премьерский кабинет Юлии Тимошенко, с которой у современных управленческих элит хорошие отношения складывались лишь тогда, когда она мотала срок в застенках «кровавого режима».
Итак. А знаете ли вы что?
Если бы в сфере дорожного строительства реформы проводились с 2007 года «мы бы получили абсолютно понятный результат».
Если бы медицинскую реформу начали в 2007 году, то… опять-таки «мы бы получили сегодня абсолютно четкий понятный результат».
Что скрывалось под таким новшеством в терминологическом арсенале премьера как «абсолютно понятный результат», абсолютно непонятно. Но, очевидно, что-то хорошее, иначе это не стоило бы выносить на экран с инфографикой да еще и в присутствии десятков телекамер.
Да, временами докладчика подводили специалисты креативного штаба, отвечающие за подборку числовых показателей. Заявление о том, что в случае проведения реформ с 2007-го современный врач получал бы 10-12 тысяч гривен с учетом хождения более стабильных валют, выглядело просто нелепо. Года четыре назад в большинстве случаев врач уже получал эти самые 370-440 долларов без всякой «реформаторской десятилетки».
А заявление о том, что четверть века назад на территории Украины добывали 55 миллиардов кубометров газа, а теперь только 20, и вовсе выглядело как восхваление махрового совка. Идеологически правильным было бы акцентирование внимания на том, что антинародный режим выкачал весь народный газ, оставив народному режиму лишь возможность проведения антинародной политики в газовой сфере. Что отчасти соответствовало бы действительности. Падение объемов добычи (а в 70-е она превышала 70 миллиардов кубов в год) было связано, в том числе, и с истощением разведанных месторождений.
Но, если без цифр (которые, к слову, у значительной части почтеннейшей публики, представленной гуманитариями, вызывают чувство глубокого отвращения), впечатление сложилось неплохое.
Особо полное и бесповоротное просперити наступило бы, если бы 10 лет назад начали приватизацию государственных предприятий, которые низким уровнем производственной культуры и глубоким погружением в омут коррупции портят общий более-менее радужный фон. Практически тотальную приватизацию 90-х в расчет можно не брать, потому что в параллельной версии развития событий за точку отсчета взят 2007-й, а до этого земной шар представлял из себя бесформенное космическое тело без признаков жизни.
Действительно, альтернативную историю по большей части относят к жанру антинаучной фантастики. Но высокий уровень популярности жанра уже служит залогом успеха для любого мастера, решившего опробовать себя на данном поприще. Ведь многим же интересно узнать, что было бы, если бы древние опоссумы покорили мир, граф Толстой ходил в дамском платье, а Наполеон в разгар Бородинского сражения превратился в пирожное с кремом.
Дополнительная прелесть альтернативной истории заключается еще и в том, что ее данные абсолютно невозможно проверить. Вероятность того, что в результате начатых в 2007 году реформ социальные стандарты ныне приблизились бы к европейским, и того, что в результате абсолютно тех же обстоятельств пенсионеры отбирали бы хлеб у голубей – абсолютно одинакова. Или, как говорят в Баскервиль-холле, фифти-фифти. Качество премьерских способностей в деле построения параллельных миров можно было бы оценить только лишь через 9 лет (год-то он уже отбыл). Но к тому времени в стране будет совершенно другой глава правительства с совершенно иными моделями альтернативной истории, в которой, как известно, не существует преград для человека с кругозором и фантазией. Главное, только не копать слишком глубоко. Потому что если начать отматывать «кинопленку» не на десять лет назад, а лет на 50 – это вообще могло бы привести к удивительным результатам. Космические корабли бороздили бы просторы большого театра, школьники сражались с галактическими пиратами, чтобы вернуть Алисе миелафон, а действующий глава Кабмина отмечал бы не годовщину премьерства, а повышение с должности лектора общества «Знания» до инструктора горкома партии по культурно-просветительной работе.