Есть ли жизнь без санкций

2970

Снятие с актуальной повестки дня вопроса о либерализации визового режима для Украины со странами ЕС резко повышает внимание ко второму по значению вопросу евроукраинской тематики – перспективы продления антироссийских санкций.

Приближение саммита Евросоюза, который должен состояться 15-16 декабря, может привести в состояние легкого напряжения организаторов и вдохновителей внешнеполитических побед. В процитированном десятками ресурсов сообщении Reuters, ссылающегося на свои источники в ЕС, указывается на возможность рассмотрения вопроса о продлении антироссийских санкций уже в декабре текущего года, то есть за полтора месяца до окончания срока их действия. (Напомним, что 1 июля Евросоюз продлил экономические санкции в отношении России до 31 января 2017 года).

По данным агентства, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд кратко проинформируют о продолжении санкционного режима других лидеров ЕС после встречи в Брюсселе 15 декабря. Эта информация способна одновременно и обнадежить, и насторожить представителей официального Киева. Продление – это именно то, чего украинские власти ожидают от объединенной Европы. Но проявление поспешности может быть связано с опасениями лидеров ЕС по поводу грядущих изменений политического климата на континенте.

Как показали события 2016 года, санкционный еврооптимизм, оставаясь магистральной внешнеполитической линией стран ЕС в отношении Российской Федерации, постоянно подтачивается недостаточно уверенной позицией отдельных представителей евростран. Еще накануне июньского саммита ЕС итальянский премьер Маттео Ренци заявлял, что его страна не поддержит автоматическое продление санкций без обсуждения. А как убедительнейшим образом доказал Джозев Овертон, окна абсолютно любых возможностей начинают открываться после фразы: «Просто давайте поговорим об этом». (Работа данного принципа на практике прекрасно показана в классической киноленте «Двенадцать разгневанных мужчин». Начав обсуждать уже фактически принятое решение, коллегия присяжных, спустя пару часов, пришла к радикально противоположным выводам).

В проявлении идейной нестойкости были замечены президент Чехии, министр иностранных дел Германии, депутаты французского Национального собрания.

Ренцистайл «давайте обсудим» оказался не чужд членам австрийского правительства. Вице-канцлер Райнхольд Миттерленер на днях высказался в том духе, что «продление санкций против России не должно пускаться на самотек, в будущем об этом нужно интенсивнее дискутировать». (К чему приводят дискуссии – смотри выше).

Подобные либеральные шатания могут вызывать вполне серьезную обеспокоенность Меркель и Олланда. В январе следующего года им придется не просто информировать о продлении, а уже и прилагать кое-какие усилия для сохранения прежнего курса. К тому же, сохранение франко-германского тандема отнюдь не является гарантированным с учетом того, что президент Франции Франсуа Олланд отказался баллотироваться на новый срок, а один из вполне реальных претендентов на замещение Франсуа Фийон высказывается о бесполезности санкционного режима для французской экономики.

В конечном итоге может сложиться ситуация, при которой санкции будут сведены фактически на нет под каким-либо благовидным предлогом: выработка нового подхода к санкционному режиму в виду его низкой степени влияния на изменение политического режима в РФ, переформатирование отношений в новых исторических реалиях и так далее. Чем непонятнее, тем проще реализовать. В конечном счете, санкции могут накрыться даже под лозунгом усиления санкций. (Классик итальянской литературы Джанни Родари описывал, как под вывеской «булки и батоны» продавали чернила и клей, и самое интересное, ни у кого это не вызывало ни малейшего удивления).

Даже позиция ФРГ дает основания подозревать, что немецкие партнеры преследуют куда более приземленные интересы, нежели полное и бесповоротное торжество евроценностей.

Не далее как 2 декабря президенты Украины и Польши сделали совместное заявление с призывами пересмотра отдельных аспектов энергетической политики ЕС. А именно: «Украина и Республика Польша были поражены решением Европейской Комиссии от 28 октября 2016 года, которое открывает возможность для «Газпрома» увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины». Также стороны выразили свое неудовольствие по поводу реализации проекта «Северный потоп – 2», который будет доставлять российский газ в Германию, что называется, без посредников. Использование термина «поражены» действительно отображает высшую степень негодования причем не только официального Киева, который рискует оставить страну без статуса транзитного государства, но и официальной Варшавы ровно по тем же причинам. Что ответили из Германии на выступление Украины и Польши? «Рlease wait. Subscriber is busy at the moment…» То есть ровным счетом ничего не ответили. Что в переводе с дипломатического на человеческий означает, санкции санкциями, а газопровод врозь.

Вряд ли стоит говорить о том, сколь колоссальные надежды возлагаются действующим украинским руководством на санкции, которые являются идеологическим стержнем, по важности превосходящем даже безвизовый режим. Рассказы о скором исчерпании неких золотовалютных резервов агрессора, следствием чего станет его скоротечная дефрагментация, достаточно прочно вмонтированы в ходовую часть информационной боевой машины. А любые нарушения в конструкции механизма чреваты серьезными сбоями в работе. Поэтому, сколь бы вероятность спуска санкционного паровоза на тормозах не казалась ничтожно малой, к неожиданностям следует готовиться заранее. Впрочем, ни о какой катастрофе даже в самом критическом случае речи быть не может. Оточенная до совершенства технология переобувания в прыжке не раз доказывала свою эффективность, когда противоположный анонсируемому результат преподносился в качестве достижения намеченной цели. 

Андрей Кравченко