Если вы не отзоветесь, мы напишем в «Спортлото»

2840

Вместо эпиграфа. Писателя Воскобойникова обидели американские туристы. Непунктуально вроде бы себя повели. Не явились в гости. Что-то в этом роде.

Воскобойников надулся:

– Я, – говорит, – напишу Джону Кеннеди письмо. Мол, что это за люди, даже не позвонили.

А Бродский ему и говорит:

– Ты напиши «до востребования». А то Кеннеди ежедневно бегает на почту и все жалуется: «Снова от Воскобойникова ни звука!..»

(Сергей Довлатов. «Соло на ундервуде»).

Круг общения расширяется. Отныне среднестатистический гражданин может, минуя управдома, участкового терапевта, департамент образования и коммунальные службы, обращаться напрямую к президенту страны. Президентский сайт становится не только доской для вывешивания рекламной информации о деятельности главнокомандующего, но и дополнительным каналом, посредством которого гарант будет внимать народному гласу с помощью раздела «Электронные петиции».

В литературной традиции, близкой едва ли не половине населения страны, собрана богатейшая коллекция образцов эпистолярного жанра, начиная от «Дорогой дедушка, Константин Макарович» до «Я вам пишу, чего же боле». Так что кому как не нам шагать в авангарде петиционного движения.

Если «папередник» обещал в свое время «почути кожного», то достучаться до сердца и разума ныне действующего сможет только тот, кто соберет под своей петицией 25 тысяч голосов, что в общем и целом соответствует ранее накопленному международному опыту. Для того чтобы электронная петиция попала на рассмотрение, к примеру, администрации Белого дома, необходимы те же 25 тысяч подписей. Правда, если соотнести количество голосов с общим населением страны, выяснится, что президент Соединенных Штатов в десять раз более доступен для авторов электронных петиций, чем президент Украины.

Несмотря на то, что в мировой практике случаи, когда электронные петиции способствовали решению конкретных проблем, исчисляются едва ли не единицами, подобные письма к Деду Морозу для взрослых дают колоссальный импульс творческой инициативе электоральных масс и формируют иллюзию участия в формировании актуальной повестки дня.

Антология украинских реформ

Правда, отсутствие каких бы то ни было фильтров несет в себе угрозы превращение страниц для подачи электронных петиций в фабрику курьезов. Что зачастую и происходит. Достаточно широкую сетевую известность приобрели предложения опубликовать рецепт медового эля, который варят в Белом доме, и отчеканить платиновую монету номиналом в триллион долларов. Подчас именно наиболее оригинальные петиции пользуются повышенной популярностью голосующих. Однако чистота эксперимента требует жертв.

Даже беглый анализ того информационного массива, который успели за несколько дней выдать на-гора неравнодушные пользователи, демонстрирует решительную готовность общества, пусть и не всегда способного навести порядок на придомовой территории, принимать участие в решении вопросов космического масштаба. И это отнюдь не метафора. Автор одной из петиций потребовал достроить Ан-225 «Мрія», на базе которого можно разработать комплекс для космического старта.

Значительная часть петиций, уже поданных населением страны, дублирует инициативы, ранее озвученные рядом министров и народных депутатов, что призвано символизировать единство власти и народа. Так, среди наиболее популярных или часто встречающихся электронных обращений – свободная продажа огнестрельного оружия и легализация проституции. По частоте упоминания в медиапространстве данные идеи в совокупности с предложениями вернуть «вышку» вполне могут претендовать на звание трех китов национальной идеи.

Параллельно с выявлением наиболее актуальных проблем сбор электронных петиций способен выполнить важнейшую функцию индикатора уровня критической массы креатива в общественном сознании.

Вне всякого сомнения, предложения изъять из обращения монеты номиналом 1 и 2 копейки, осуществить переход с кириллицы на латиницу на основе «Абецадло» и включить в школьную программу изучение произведений Леся Подеревянского (в первую очередь пьесы «Кацапы») свидетельствуют о том, что далеко не хлебом единым жив человек на данном участке географического пространства.

Насколько любыми могут быть петиции, самым прекрасным образом демонстрирует обращение с предложением в порядке декоммунизации переименовать кинотеатр имени Щорса в Чернигове в кинотеатр имени Рональда Рейгана.

А среди наиболее ярких идей, вне всякого сомнения, следует отметить предложение о введении частичной ноократии с обязательной проверкой интеллектуальных способностей чиновников и избирателей. Утверждение подателя сего прошения о том, что «уровень интеллектуальных способностей должен соответствовать занимаемой должности с градацией: чем выше ответственность и сфера влияния, тем выше требования» настолько безупречно, что совершенно непонятно, почему никто до этого не додумался раньше.

Не менее десятка петиций, требующих легализации некоторых наркотических веществ, аргументируются европейским вектором развития и возможностью практически на ровном месте пополнить государственный бюджет на сотни миллионов долларов, поскольку, как утверждают авторы, дурь стоит недешево, а раскупается быстро. Хотя за видимой, казалось бы, очевидной практичностью просматриваются конвульсивные устремления к уходу от жесткой сюрреалистичности происходящего к более-менее адекватной картине мира.

Предложение открыть в стране сеть ресторанов N указывает на то, что страницу петиций можно также использовать и для размещения бесплатной коммерческой рекламы.

Ну и, конечно же, было бы совершенно легкомысленным не воспользоваться предоставленной возможностью и не разместить собственное послание наверх. Поскольку на особо шикарные подарки рассчитывать не приходится, требование должно быть максимально простым, не затратным и как минимум не часто встречающимся. «Назначить Саакашвили премьер-министром», «запретить на телевидении все сериалы, которые тормозят умственное развитие», «ввести английский язык в качестве второго государственного», «национализировать имущество олигархов» и еще раз «легализовать марихуану» уже заняли свои ниши.

Впрочем, жизнь сама дает подсказки. События последних дней показали, что ребятам пора запретить блокировать трибуну и президиум Верховной Рады, поскольку любой цирк весел и забавен до тех пор, пока зверушки из клеток не разбегутся по зрительному залу. 

Не уверен, что удастся получить адекватный ответ. Но, к счастью, администрация президента далеко не единственная инстанция, куда можно обратиться опытному эпистолярщику. 

Андрей Кравченко