Еще не все налоги введены
Власти срочно нужны деньги. Несмотря на увеличение тарифов, фактическое сокращение социальных выплат за счет девальвации нацвалюты и введение разнообразных новых налогов и сборов, скроенные по принципу Тришкина кафтана бюджеты трещат по швам.
Не так давно министр социальной политики Украины Андрей Рева отрапортовал в средствах массовой информации о дефиците Пенсионного фонда в 145 млрд грн. Но поскольку спасение утопающих – дело рук самих утопающих, затыкать бюджетные амбразуры будут рядовыми налогоплательщиками. Поработав самым усердным образом с беднейшими слоями населения, новая команда реформаторов готовится приняться за категорию лиц, условно именуемых средним классом.
Кабмин одобрил Основные направления бюджетной политики на 2017 год, в которых помимо всего прочего упоминается и о так называемой «нулевой декларации» или о введении одноразового добровольного декларирования имущества физлиц и запуска непрямых методов контроля соответствия доходов и расходов граждан.
Пока все крайне приблизительно – соответствующие изменения в законодательстве только вызревают в недрах Верховной Рады. По версии главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, украинцев обяжут декларировать сбережения свыше одного миллиона гривен и уплатить с них некоторую сумму в государственную копилку. (Данные о недвижимости и транспорте указывать не придется, они уже занесены в реестры).
Вроде бы ходят упорные слухи о налоговой амнистии (на первый раз), по поводу которых, впрочем, глава ГФС выражает некоторые сомнения, обещая установление ставок налога на доходы физлиц в пределах 5-10% в зависимости от места нахождения денег (за рубежом или в отечестве) и их происхождения. Желание фискальных органов поплотнее познакомится с относительно зажиточными гражданами обусловлено прогнозными подсчетами наличности на руках у народонаселения – от 60 до 100 млрд долл. Для впавшей в экономическое уныние страны – огромная сумма, пройти мимо которой уважающее себя государство просто не может.
Хотя основная масса граждан останется за рамками вышеозначенных процессов, налоговые новшества, тем не менее, внесут достойную лепту в укрепление утвердившейся философии взаимоотношений между властью и населением, построенных по принципу промышленной соковыжималки.
Запуск непрямых методов контроля соответствия доходов и расходов граждан откроет совершенно новые, не предусмотренные законодательством возможности для группы лиц, на которых будет возложена почетная миссия внедрения ноу-хау в повседневность.
Механизмы контроля и учета тоже пребывают в стадии проектирования, порождая в умах пессимистически настроенных экспертов самые мрачные прогнозы о нашествии налоговых инспекторов на жилища зажиточных граждан для фактической сверки заработанного и нажитого за год с последующими санкциями, если вторая позиция в денежном выражении превзойдет первую. Не исключено, что уполномоченные органы будут использовать бесконтактные методы работы с клиентами, но в любом случае необходимость доказывать, что траты соответствуют доходам, добавит хлопот представителям целевой аудитории. Очевидно, что сверка «дебета с кредитом» должна коснуться в первую очередь высокопоставленных и не очень служащих госсектора, чье разительное несоответствие доходов с уровнем жизни вводит среднестатистического обывателя в состояние легкого ступора. Однако в то, что фискалы нагрянут прямо в гараж к генеральному прокурору (не обязательно к действующему, через пару-тройку месяцев на данной должности может оказаться кто угодно) конечно же, верится… Но как-то с трудом.
Железобетонный аргумент сторонников очередного налогового начинания – «во всем цивилизованном мире так» - на современном этапе хромает на обе ноги, поскольку в цивилизованном мире абсолютно не так. Далеко не во всех цивилизованных странах доля бизнеса в тени выросла на 15% и подобралась к отметке 47 в рамках процесса гармонизации добра и зла в отдельно взятой экономике. То есть не во всем цивилизованном мире государство мешает развитию предпринимательства, кое-где, не исключено, что и помогает. И далеко не во всех цивилизованных странах экономический рост за год составил минус десять процентов. Единственное, что роднит с цивилизованным миром - там в офшорный скандал тоже могут вляпаться самые ответственные работники вплоть до премьер-министра Исландии (только не надо морочить себе голову вопросом: «Ну, и где он теперь?»)
В просторах же самой большой страны в Европе, где пока еще не приступали к созданию условий, чтобы расставаться с деньгами малому и среднему бизнесу было легко и приятно, попытка раскулачивания, скорее всего, приведет к новому витку борьбы интеллектов, результатом которой, как правило, становится изобретение нового винта для хитрой части тела.
Хотя не исключено, что и в бюджет что-нибудь накапает. Но поскольку денег требуется много, некоторые натырки на залежи оных могли бы оказаться для организаторов и вдохновителей бюджетного процесса на следующий год весьма не бесполезными.
Министр юстиции Павел Петренко в очередной раз сообщил о заблокированных на банковских счетах 50 млрд грн. и 1,5 млрд долл. (итого – более 87 млрд грн). Не ого-го какие деньги, но, вероятно, эта сумма в разы больше того, что удастся отжать у гривневых миллионеров.
О 47% теневого бизнеса уже упоминалось выше. Экономика в стране хоть и хиленькая, но какие-то 80-90 млрд долл. годового внутреннего валового продукта выдает. Наивно рассчитывать, что детенизация удвоит этот показатель, но хотя бы сделает его более презентабельным в виде трехзначного числа.
Ну и наконец, международные эксперты подсчитали объемы средств украинского происхождения, осевших в офшорах: от 117 млрд долл. (Global Financial Integrity) до 167 млрд (Tax Justice Network), то есть от 1,5 до 2 годовых ВВП страны. А эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии предполагают, что в 2015 году из Украины в различные офшорные зоны было выведено порядка 7 миллиардов долларов. Но, очевидно, эта заначка приберегается на самый «черный день», который еще не наступил.