ЕС-Украина и политика стеклянных бусиков

2468

Провал очередного похода за безвизами вдохновил украинских экспертов на поиск новых способов решения вопроса, позиционируемого представителями управленческого класса в качестве актуального.

Вопреки заявлению президента Петра Порошенко «Запишите… У нас в ноябре месяце украинцы будут путешествовать без виз» граждане страны подобной возможности не получат ни в указанные сроки, ни в 2016 году.

28 ноября заместитель министра юстиции по вопросам евроинтеграции Сергей Петухов выступил с заявлением, в котором попытался ответить на вопрос «Как получить безвиз с ЕС?».

По версии замминистра, один из путей к получению заветного приза лежит в плоскости решения вопроса с мигрантами в ЕС: «Не секрет, что на принятие решения по Украине во многом повлиял сирийский миграционный кризис. Именно опасаясь негативной реакции избирателей на мигрантов, европейские лидеры не спешат давать безвиз Украине. А если это наша самая большая проблема, то именно она может и стать решением! Я бы предложил ЕС взять на себя добровольно квоту на расселение мигрантов. Думаю, наша страна могла бы полностью взять на себя квоту, например, Нидерландов. Что скажете? Это могло бы стать важным проявлением солидарности с Европой в решении общей проблемы».

Выступление отдельно взятого чиновника можно было бы рассматривать в качестве частного суждения в свободное от работы время. Но обращения к некоторым итогам Брюссельского саммита ЕС-Украина 24 ноября очерчивают контуры определенной тенденции в развитии отношений между стратегическими партнерами.

Единственным камнем, пустившим круги по информационному водоему по итогам саммита, стало сообщение председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера: «Я был рад тому, что украинский президент выразил намерение снять запрет на экспорт древесины. Это было наше условие. Как я понимаю, это будет сделано в течение последующих нескольких недель».

Закон, запрещающий экспорт леса-кругляка на 10 лет, был подписан Президентом в июле 2015 года, после чего представители ЕС начали забрасывать официальный Киев настойчивыми требованиями отменить мораторий. Отмену запрета на экспорт кругляка увязывают с получением кредита от ЕС в размере 600 миллионов евро, который настойчиво подается в качестве экономической помощи. Вопрос для стран ЕС достаточно актуальный, если исходить из того, что вырубка леса на их территории жестко регламентирована, а то и запрещена.

Невзирая на публичные «нопасараны» и обещания повесить на ближайшей сосне любого, кто приблизится к мораторию, звучащие из лагеря наиболее радикальных парламентариев, реализовать «заявление Юнкера» гораздо проще, нежели представляется на первый взгляд. В сессионный зал вполне может поступить закон не об отмене моратория, а, напротив, о повышении его эффективности в рамках развития евроинтеграции, борьбы с коррупцией, увеличения поступлений в бюджеты и чего угодно, о чем можно душевно пообщаться в приятной компании.

О положительных-отрицательных сторонах отмены моратория можно говорить лишь с общефилософской точки зрения, пускаясь в рассуждения о том, что минусы, конечно, налицо, но минус на минус дает плюс. А поэтому гораздо более занимательным является вопрос: «О чем вообще эта история?»

Обещание Петра Порошенко представителям ЕС (а Юнкер врать не станет) – это история не о сдаче национальных интересов, как о том мгновенно заявили ряд политиков и комментаторов. И не о получении «экономической помощи», которая на самом деле никакой помощью не является, ибо в основе понятии вспомоществования лежит безвозмездность. И не о борьбе за экологию, иначе был бы введен мораторий на вырубку леса, а не на экспорт. И даже не о туманных перспективах получений безвизового режима.

Это история о том, сквозь какие очки представители ЕС смотрят на Украину. Не хотелось бы подозревать западных партнеров в проведении колониальной политики в стиле «бусики в обмен на слоновую кость», но факты вещь упрямая.

Лишенные легальной возможности закупать украинский лес западные партнеры могли бы приобретать готовую украинскую продукцию или же переносить деревообрабатывающие производства на территорию Украину. Но расставаться с прибавочным продуктом никто особых желаний не испытывает. Общие данные иллюстрируют резкое снижение заинтересованности европейских стран в том, чтобы осуществлять капиталовложение в украинское производство товаров и услуг. За последние три года инвестиции из ЕС, вопреки логике евроинтеграционных процессов, снизилась: 2013 год – 43,5 млрд долл., 2014 – 43,9 млрд долл., 2015 – 33 млрд долл. Параллельно с этим снижался экспорт из Украины в ЕС: в 2015 году он составил около 13 млрд. долл., что на 23% меньше, чем в 2014 году, и почти на 30% меньше, чем в 2013 году. И примет, позволяющих делать выводы о том, что партнеры рассматривают Украину иначе, нежели в качестве сырьевого придатка, или же территории для решения миграционного кризиса, становится все меньше. А изрядную долю парадоксальности в ситуацию вносит то обстоятельство, что представители управленческого класса практически не возражают против подобной конфигурации двусторонних отношений.

Андрей Кравченко