Экономический план Зеленского как технология топтания на месте

1858

Один из самодеятельных философов 90-х придумал труднопроизносимое, но достаточно меткое слово для характеристики состояния современной ему социально-экономической сферы – бесперспективняк. Именно в это понятие наиболее органично вписывается комплекс безотлагательных мер по обеспечению экономического роста, описанный в соответствующем указе шестого Президента Украины от 20 сентября 2019 года.

Невысокий уровень затейливости «экономической неотложки» как бы намекает на то, что формировалась она по принципу древних акынов «о чем вижу, о том и пою».

Среди мер, которые с той или иной долей допущения можно отнести к экономическим:

  • продажа земли сельхозназначения,
  • легализация игорного бизнеса,
  • упорядочивание добычи янтаря,
  • приватизация,
  • уменьшения нелегальной занятости.

Возможно, помимо списка неотложных мер есть еще список тайных мер. Поскольку из предложенного выше совершенно не видно, за счет чего «правительство Гончарука» сможет обеспечить рост ВВП на 7% в год.

Легализация игорного бизнеса, по самым оптимистичным оценкам, принесет в бюджет 3-5 миллиардов гривен. Этих средств стране при современном уровне расходной части госбюджета хватит на 1-1,5 дня.

Выручка от приватизации в проекте госбюджета на 2020 год должна составить 5 миллиардов гривен. Продержались еще 36 часов.

Срубить деньжат по-легкому на янтаре тоже вряд ли получится. Доходы старателей за последние годы резко сократились. В 2014-2015 годах, когда цена достигала 2000 долларов за килограмм и объем добычи, по разным оценкам, составлял 300 тонн, рыночная оценка добытого объема камня доходила до 600 миллионов долларов. В 2018 году и цена, и объемы сократились – 70 тонн по цене 450 долларов за килограмм. Стоимость всего добытого камня составляет 800 миллионов гривен. Даже если отобрать у добытчиков в виде налогов половину, то получится крайне незначительная сумма в масштабах страны.

Рассчитывать на некоторое увеличение доходов от продажи земли можно лишь в первые несколько лет, когда мелкие пайщики будут массово избавляться от своих наделов по максимально низкой цене.

Сокращение нелегальной занятости также может увеличить поступления в бюджет, но при отсутствии конкуренции среди работодателей на рынке труда данное мероприятие в течение ближайших десятилетий вряд ли выйдет за рамки благих пожеланий.

Самое главное, неотложные меры по обеспечению экономического роста не имеют никакого отношения к экономическому росту.

То, что приватизация не имеет никакого отношения к развитию экономики более чем убедительно доказано 28-летней историей данного процесса. То, что частный собственник непременно и обязательно более эффективен, нежели собственник-государство – не более чем иллюзия первых лет постсоветского периода.

Увеличит ли отмена моратория на продажу земли урожайность, расширит ли количество используемых площадей, стимулирует ли к сохранению качества земли? Все может быть. Как было написано на одной старинной медали «И небывалое бывает». Но надо объяснить, за счет чего. Рассказывать о том, что хозяин земли будет более рачительным, нежели арендатор, после четверти века опыта приватизации представляется скорее верхом наивности. Примеров исчезновения переданных в частные руки предприятий не счесть.

Рост какой отрасли экономики даст легализация игорного бизнеса? Только игорного бизнеса со всеми вытекающими социальными траблами, вполне способными нивелировать все прелести от роста.

Одним из самых проблемных мест в отечественной экономике является отсутствие заметного роста капитальных инвестиций.

Согласно данным Госстата, в наиболее успешном дореволюционном 2012 году объем инвестиция составил примерно 34,16 миллиардов долларов. В 2018-м - 20,7 миллиардов долларов.

В Харьковской области, несмотря на рассказы об улучшении инвестиционного климата, по данным того же Госстата, ситуация аналогичная:

  • 2012 – 1,85 млрд долл.,
  • 2018 – 0,85 млрд долл.

Ряд отраслей, некогда считавшихся ведущими, либо временно прекратили свое существование, либо на пути к подобному состоянию: самолетостроение, автомобилестроение, производство локомотивов, сельскохозяйственное машиностроение.

В 2008 году на территории украинского государства было произведено более 400 тысяч автомобилей. В 2013 году - 50,5 тысяч автомобилей. В 2018-м – 6,6 тысяч.

За последние 5 лет крупные авиапредприятия в Киеве и Харькове не выпустили ни одного самолета.

Вертолеты министерство внутренних дел закупает не на отечественных предприятиях, а во Франции. Знаменитый тепловозный контракт с иностранными партнерами увел у отечественных производителей 25 миллиардов гривен.

Угроза прекращения газового транзита лишит страну от 50 до 100 миллиардов гривен в год (ни приватизация, ни игорный бизнес данные потери не компенсирует).

Однако мероприятиям по расширению притока инвестиций и развитию отечественных производств среди неотложных мер места не нашлось. Это, к слову, ставит под большое сомнение и заявления премьера Гончарука о создании миллиона рабочих мест, так как пока совершенно не видно, в какой отрасли данные места будут создаваться? Смогут ли добыча янтаря, игорный бизнес и бюро по приватизации и продаже земли дать такое количество вакансий? Нет ответа. Но попробуем сформулировать один из вероятных ответов, почему комплекс неотложных экономических мер выглядит так, а не иначе.

У современных социальных работников существует термин «возраст дожития». Именно в такой возраст вступили представители высших властных институций, несмотря на свой относительно невысокий возраст биологический. Поэтому и комплекс неотложных мер имеет отношение не к экономическому развитию, а к экономическому дожитию и при благоприятной конъюнктуре позволяет протянуть оставшиеся до конца президентской и парламентской каденций 4,5-5 лет. Новый кабмин вряд ли протянет и этот срок. Велика вероятность, что ближе к середине означенного срока появится необходимость объяснить электоральным массам, из-за кого опять ничего не получилось.

Дмитрий Михайлов