Екатеринослав или Новороссийск?

3716

Административно-политическая карта Украины в ближайшем будущем может претерпеть существенные изменения. Рада приняла очередное историческое решение – Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического режимов в Украине и запрет пропаганды их символики». Казалось бы, ну, приняли и приняли – чем бы «депутя» не тешилось. Тем более, что народ, и не только украинский, хлебнул и от тех, и от этих. Но любая теория имеет одну, порой неприятную для теоретика особенность. Рано или поздно любая теория упирается в практику. Максимально мощный удар пишущий историю с чистого листа парламентарий вознамерился нанести по символике советских времен. Все-таки за 70 лет ее поднакопилось. Особенно удался авторам закона пункт, согласно которому к запрещенной символике относятся различные виды топонимов. А именно (вот это стоит процитировать полностью, чтобы заценить масштаб будущих работ):

«названия областей, районов, населенных пунктов, районов в городах, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, майданов, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций, в которых использованы имена или псевдонимы лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии, начиная с должностей секретаря районного комитета и выше, высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик, работали в советских органах государственной безопасности, названия СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик и производные от них, а также названия, связанные с деятельностью коммунистической партии (включая партийные съезды), годовщиной Октябрьского переворота 25 октября (7 ноября) 1917 г., установлением советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, борьбой против участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке».

Таких топонимов в Украине – тысячи, если не десятки тысяч. И все придется переименовывать. Во что обойдется данная процедура, вслух говорит просто страшно.

При цене за одну табличку с названием улицы и номером дома от 300 до 1000 гривен переименование улиц будет обходиться в несколько десятков тысяч. Переименование города – это уже цифры на несколько порядков выше. Для примера, трансформация Куйбышева в Самару обошлось в примерно 60 млн долларов в современных ценах, Жданова в Мариуполь – порядка 26 млн долларов. Для феноменально бедной, по уши засевшей в экономическом и социальном кризисе страны цифры просто катастрофические. Хотя и этот вопрос решаем. Можно отобрать деньги у образования, медицины, пенсионерчиков и всех тех, кто за себя не в состоянии постоять. Или на худой конец, названия улиц на домах можно написать мелом, а названия городов просто зачеркнуть на картах химическим карандашом и вписать новые. Но вот именно здесь и наступает время чесать головушку. А какие, собственно говоря, названия следует давать городам, современные наименования которых отнесены к символике коммунистического тоталитарного режима? Обычно в таких случаях возвращают исторические названия. Ворошиловград – Луганск, Жданов – Мариуполь, Куйбышев – Самара, Калинин – Тверь. А как быть с Днепропетровском? Историческое название данного далеко не последнего в Украине города – Екатеринослав. Официально город был основан 9(20) мая 1787 года во время визита императрицы Екатерины Второй в южные земли империи. В этот день Екатерина Алексеевна заложила первый камень в строительство в городе Преображенского собора. По первоначальному замыслу Екатерины город на Днепре должен был стать «Третьей столицей Российской империи» Совершенно очевидно, что появление на карте Украины имени императрицы Екатерины для официального Киева, мягко говоря, неприемлемо. Да и «свидома спильнота» такого юмора явно не поймет. В течении 5 лет с 1797 по 1802-й город носил иное название. Император Павел Петрович матушку недолюбливал и град в ее честь переименовал. В этом смысле он, конечно же, официальным украинским идеологам – друг. Но название придумал такое, что одно его произнесение вслух, скорее всего, вызовет ступор у переименователей – Новороссийск.

С другим областным центром – претендентом на переименование – та же история. До 1923 года Кировоград назывался Елисаветградом – в честь императрицы Елизаветы Петровны. С 1923 по 1934 годы город назывался Зиновьевск. В принципе, пришить Елизавете какое-то антиукраинство достаточно тяжело. Напротив, она восстановила гетманство, назначила на ответственную должность местного жителя. Но это ей вряд ли зачтется. Все-таки гражданочка – из страны-агрессора, да и вообще.

Зиновьевск – название дано в честь соратника кровавого Ленина Григория Зиновьева-Радомысльского. Тут вообще без комментариев.

Днепродзержинск до 1936 года было городом Каменское. Вроде – ничего. Хотя тоже… Уж не в честь ли того самого Каменева назван, который друг Зиновьева? Конечно, не того, но как говорится в одном одесском анекдоте, осадочек остается.

Красноармейск свое название получил одновременно с присвоением статуса города в 1938 году. До этого населенный пункт назывался станция Постышево в честь Павла Постышева, второго секретаря ЦК КП(б)У в 1933-1937 годах. То есть этот вариант, согласно закону, отпадает. А еще ранее данный населенный пункт носил название станция Гришино. В принципе, ничего. Хотя у знатоков советской символики опять же может закрасться сомнение: а уж не в честь ли того самого Гришина, который?..

Что делать с городом Орджоникидзе в Днепропетровской области вообще не понятно. Город возник в 1956 году в результате объединения нескольких рабочих поселков и полученное название для него и является историческим. Хоть закрывай его, а людей расселяй по другим населенным пунктам с, так сказать, нормальными названиями.

Со Свердловском в Луганской области такая же беда. Город создали в 1938 году и сразу же назвали Свердловск.

И как же быть в этой ситуации? Очевидно, придется придумывать совершенно новые названия. А какие? Вот как назвать Днепропетровск? Днепроднепровск? Просто Днепровск? Днепроград? Очевидно, что названия, связанные с рекой, наиболее нейтральные. Хотя, наверняка, найдутся энтузиасты, которые предложат что-нибудь новое, революционное. Пользователи соцсетей уже предложили не один десяток вариантов один другого, как бы это помягче выразиться… неоднозначнее. Но нужно же придумать такое название, которое будет максимально правильным. Ведь оно же, название это, будет на века. Или, во всяком случае, до одной из ближайших смен власти. Между переименователями могут разгореться жаркие споры. Учитывая, какие горячие парни собрались в нынешней раде, может дойти и до драк. В конце концов, можно даже вспомнить, что товарищи Петровский и Киров – символы коммунистического тоталитарного режима только с одной стороны. А с другой с своем роде жертвы сталинских репрессий, о чем говорят красноречиво факты. Достаточно вспомнить частушку:

Огурчики, помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике.

По нынешним фременам вполне убедительное доказательство.

Ситуация складывается просто патовая. С одной стороны и закон выполнять надо (сами же его принимали), а с другой – как?

Одним словом, власти предержащие в очередной раз поставили себя в положение человека, который засунул голову в трехлитровую банку, а как ее вытащить не знает. Можно, конечно банку и разбить. Так жалко. Там же еще на дне соленые огурцы плещутся.

Андрей Кравченко