Два года реформ. Результаты есть, просто денег нет

3797

По традиции годовщину пребывания у власти принято сопровождать отчетами о проделанной работе с последующим разворачиванием веера более-менее радужных перспектив.

Если первые 365 дней постинагурационного президентства Петр Порошенко отметил выступлением перед Радой, то подход к отметке «два года» ознаменовал встречей с журналистами. Острая, а местами и бескомпромиссная – снимали же камеры – дискуссия, развернувшаяся вокруг наболевшего, все же не позволила создать целостную картину приобретений и побед. Тем не менее, соответствующий сигнал широким кругам читателей из Администрации Президента поступил в виде иллюстрированного отчета главы АП Бориса Ложкина по итогам заседания Нацсовета реформ 7 июня, посвященного как раз некруглой дате. Совершенная конструкция забложенного на lb.ua текста без всяких преувеличений позволяет отнести его в разряд хрестоматийных с рекомендациями для изучения в школах политического мастерства.

Задавайте умные вопросы, получайте умные ответы

Несколько незатейливых, но грамотно и с акцентировкой проведенных приемов, позволяют без труда уложить потребителя информпродукта на лопатки. И даже если отчетная действительность радикально не совпадает с действительностью повседневной, возразить что-либо конкретное прижатому в ковру электорату ровным счетом нечего. Реформы-то идут.

Итак, первое правило. Исключительно условно его можно назвать «Вспотел, покажись начальству», если за начальство, опять же, чисто условно принять народ, который как бы и якобы является нанимателем специалистов по госменеджменту.

Продвижение в массовое сознание двуединого тезиса «все было плохо, но сделано больше, чем ожидалось» располагает читателя если не к сочувствию, то к пониманию.

Без всякой рекогносцировки отчет в исполнении главы АП начитается ударным залпом: «Мои выводы таковы: за это время мы сделали больше, чем может показаться».

При отсутствии конкретных удовольствий, которые среднестатистический гражданин мог бы ощутить, что называется, на собственной шкуре, данная установка является просто незаменимой и совершенно оправданно внедряется в политический оборот с повышенным усердием.

Примерно о том же говорил в свое время теперь уже экс-премьер Яценюк: «Мы сделали за год то, что не делалось в течение последних 20 лет».

Советник по реформам нового Кабмина, экс-премьер Словакии Иван Миклош тоже вносить ноу-хау в конструкцию велосипеда не стал: «За два года было сделано больше, чем за 20 лет до этого».

И еще одно высказывание на ту же тему: «…Нам есть, что сказать нашему народу. Но масштаб проблем такой, что то, что сделано за два года больше, чем за 20 предыдущих» (Николай Азаров).

Как видим, тезис, хоть и принадлежит к рубрике «Старые песни о главном», но отнюдь не утратил актуальности.

Правило второе. Условное название - «Плавки Супермена». И пусть они носятся поверх штанов, если так нужно для дела, реформаторы способны на многое.

«Прежде всего, хочу отметить, что ни одной стране мира не приходилось проводить реформы в таких стрессовых условиях, - пишет автор отчета. - Достаточно вспомнить, в какой тяжелой ситуации наша страна была всего два года назад. Военная агрессия, аннексия Крыма, диверсии и теракты, небоеспособность армии, паралич правоохранительной системы, тотальная коррупция, потеря пятой части ВВП, разбалансированная и обескровленная финансовая система, катастрофические экономические показатели».

Технология тоже не новая (использовалась еще большевиками, взвалившими на себя бремя восстановителей страны в период постреволюционной разрухи). Но при грамотной подаче – вполне рабочая.

Правило номер три: проводи сравнения, ищи аналогии.

То, что практически все аналогии хромают на обе ноги, остается за пределами понимания пусть не большинства, но значительной части народонаселения, и не использовать данное обстоятельство было бы просто бесхозяйственным разбазариванием убедительных аргументов.

Старожилы, заставшие Перестройку, наверняка помнят присказку «Нельзя быть наполовину беременным», кочевавшую, что называется, из уст в уста сторонников тотальной приватизации. Аналогия между беременностью и экономикой представлялась более чем органичной, хотя общего между первым и вторым ровно столько же, сколько между шилом и мылом.

Но вернемся к нашим реформам.

Еще одна цитата: «За два года Украине на пути реформирования удалось сделать то, на что другим понадобилось 5, 10 и даже 15 лет».

В качестве объектов для проведения сравнительного анализа выбраны Сингапур, где период реформ, по версии автора, растянулся с 1965 по 1990 годы, Польша (1989-2004), Словакия (1998-2012), Грузия (2004-2012) и Украина (2014-2016).

Аналогию с польскими реформами, приуроченными к переходу от социалистического метода хозяйствования к рыночному, еще как-то можно притянуть за органы восприятия звуковых колебаний, мотивируя данный акт якобы наличием родимых пятен социализма на хворых телах отечественных экономики, социалки и госуправления. Но присутствие в ряду аналогий Сингапура можно оправдать лишь красивым названием страны и действительно любопытной историей экономического успеха от подушного размера ВВП в 400 у.е. на заре эпохи Ли Куан Ю и до 52,8 тысяч в 2015-м (6-е место в мире). Хотя с таким же успехом можно было упомянуть и реформы Солона – эллинистам, во всяком случае, было бы приятно.

Если же взять во внимание такой вполне конкретный показатель как размер валового внутреннего продукта на душу населения, то тезис «они вона сколько лет ковырялись, а мы за два года – бац – и первые результаты» выглядит уже не столь убедительным. Как говаривал один учитель младших классов, выставляя «двойки» за незнание таблицы умножения, ничего личного, только арифметика.

Четвертое правило: «Рокировочка».

Подмена конечного результата тем, что может служить лишь средством его достижения, дает просто поразительные результаты при формировании альтернативной картины мира.

Классическим примером «рокировочки» является указание в рубрике «Итоги реформ» таких пунктов как: подписание соглашение об ассоциации с ЕС, создание новой полиции, отказ от закупок российского газа, дерегуляция в сфере бизнеса, формирование сразу нескольких антикоррупционных органов, доселе невиданных, и тому подобное. Но вряд ли кто-либо, вызвав ремонтную бригаду для устранения течи в трубах, удовлетворится отчетом о создании новой методички по оказанию услуг, реструктуризацией штатного распивания и люстрацией единственного сантехника, олицетворявшего своим внешним видом наследие постылого совка. Как уже было сказано, все аналогии хромают, несовершенна и эта. Но от назойливого факта, что конечного потребителя крайне мало занимает технологический процесс, и он предпочитает довольствоваться конечным результатом, отмахнуться не получается. Вот такова его потребительская природа. А, следовательно, в качестве итогов реформ могут рассматриваться не сообщения о том, что в 32 городах появилась новая полиция, а данные о снижении (или увеличении) уровня преступности, не подписание СА с ЕС, а показатели стремительного роста (или падения) экспорта, не достижение «энергетической независимости», а увеличение показателя ВВП на одну тысячу кубометров газа, не дерегуляция, а данные о сокращении (увеличении) теневого бизнеса, открытии новых (закрытии старых) предприятий, сокращении (увеличении) средней заработной платы и так далее. А попавший в список реформ пункт «Реструктуризированы внешние долговые обязательства» является лишь констатацией низкого уровня платежеспособности.

В общем, если свести в виртуальном пространстве двух известных персонажей зарубежного эпоса, то диалог у них мог бы получиться примерно таким:

- Где деньги, Зин?

- Денег нет, но вы держитесь!..

Единственным направлением, в котором был совершен мегапрорыв, остается декоммунизация, что глава АП не преминул отметить, констатировав следующий факт: «В нашей жизни становится все меньше советизации: уходят в прошлое названия и символы СССР». Но это реформа из разряда «на любителя» - кому-то по душе филателия, а кому-то санный спорт.

И, наконец, правило номер пять – заканчивай на позитиве (проблемки есть, но все у нас получится), но не выдавай чрезмерных авансов.

Например, в исполнении главы АП это выглядит так: «Прекрасно понимаю, что впереди еще большой объем работы. Есть целые сферы, где реформы буксуют или которых они вообще не коснулись. И успешность этой работы, как и в последние два сложных, но результативных года, зависит от нашего единства, воли и решимости».

Или так: «Конечно, товарищи, мы хорошо понимаем, что пока наша экономика не удовлетворяет многие жизненные потребности людей. И впереди нас ждет огромная и нелегкая работа» (из новогоднего обращения Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. ГОРБАЧЕВА к советскому народу 31 декабря 1987 года).

Или так: «Правительство осознает: сделали много, но еще больше нужно сделать. Мы готовы к этой работе» (из отчета премьер-министра Арсения Яценюка 16 февраля 2016 года).

Иными словами, финальная часть может использоваться как стандартная заготовка, прелесть которой заключается в том, что простая перестановка слов позволяет наполнить фразу принципиально новым, созвучным текущему моменту содержанием.

Андрей Кравченко