Дорога через «Барабашово». Дежавю по-харьковски

3380

Реплика, что история повторяется дважды, давно набила оскомину любителям афористичного жанра. Но от этого истинность ее ничуть не уменьшилась. В Харькове начинается очередная битва за дорогу (как вариант - против).

20 июля была предпринята попытка начать давно и неоднократно анонсированное строительство дороги через рынок «Барабашово». На пути бульдозера стали противники строительства. По старинным традициям отечественной фронды на месте протеста появились палатки…

Город планирует построить дорогу через рынок. Часть предпринимателей, через торговые места которых пройдет новая трасса, категорически против. Конфликт гораздо проще, чем в пьесах Шекспира.

Но самое любопытное (и драматичное) в этой истории то, что обе стороны абсолютно правы.

У городской власти – целый комплекс резонов.

Нужно ли развивать городскую транспортную инфраструктуру? Кто против? Никого?

Следует ли разгружать транспортные потоки, чтобы минимизировать опасность возникновения пробок и заторов? Даже предприниматели с рынка «Барабашово» обеими руками «за», так как значительная часть из них хоть каким-нибудь автомобилем, а владеет.

Дорога стояла в генеральном плане города еще с 1953 года и неоднократно вносилась в его обновленные варианты. А по нынешним временам во многих вопросах опора на уходящие вглубь веков традиции (в данном случае - десятилетий) – может рассматриваться едва ли не как решающий аргумент.

Для значительного количества горожан рынок «Барабашово» давно стал анахронизмом, который следует, скажем так, оптимизировать (понятие, нашедшее широкое распространение в реформаторских кругах). Рынок, превратившийся в своеобразный город в городе, с точки зрения эстетической, гуманитарной и культурологической начинает несколько отставать от представлений о современных городах-миллионниках. Но это, как говорится, дело вкуса.

Создание нового базарчика под вывеской коммунального предприятия «Городской торговый рынок», о чем регулярно рассказывают в Харьковском городском совете, в идеале должно создать конкурентную среду. Вдруг (не факт, но право на надежду тоже никто не отменял) новый рынок будет комфортабельнее для продавцов и с более лояльной ценовой политикой для посетителей?

У противников строительства дороги аргументы не менее железобетонные. На территории, предназначенной для трассы, расположены торговые места. В максимально тяжелые для малого бизнеса времена оставление насиженного места может автоматически означать потерю бизнеса или необходимость начинать все сначала.

С одной стороны – интересы города. С другой – группы частных лиц. Казалось бы, разрешение спорного вопроса однозначно. Интересы всех важнее интересов некоторых. Но основной принцип демократии как раз и заключается в гарантии прав меньшинства. Как соединить белое с пушистым – задача для обладающих не только стратегическим размахом, но и тонким тактическим чутьем. Или как говаривал один ныне высокопоставленный чиновник в бытность своей политической юности: «Думай-Те».

Наш скромный прогноз: трасса будет построена в любом случае, если не произойдет ничего апокалиптического.

В городе уже накоплен некоторый опыт строительства дороги под аккомпанемент массовых протестов.

Более громкого скандала, нежели тот, который был раскручен вокруг строительства дороги через Лесопарк, в городе не было со времен массовых выступлений 1905 года.

Противники строительства подавали в суд, собирали подписи, привязывали себя к деревьям, предназначенным для сноса, вступали в рукопашные схватки с рабочими, митинговали, пикетировали, собирали общественные слушания, направляли обращения президенту, проводили баррикадные концерты и разбивали палаточные городки.

Это одна сторона медали.

С другой стороны, визуальные исследования в зоне отдыха, созданной в районе лесопарковой дороги, как бы намекают, что недовольных нет. Самое любопытное, что и радикальные противники строительства давно переключили свое внимание с проблемного (как некогда казалось) объекта на иные, более актуальные для себя вопросы.

Дмитрий Михайлов