До Северной Кореи еще далеко

2680

В условиях экономического кризиса, социальной разрухи, политической нестабильности и уличных беспорядков в стране еще остаются отрасли, работающие четко и продуктивно.

При подготовке очередного послания главы государства Верховной Раде, доведенного до сведения членов законодательного собрания 6 сентября, трудовой коллектив президентских райтеров отработал на твердую «четверку». Без блеска, но с изюминкой, без фанатизма, но с огоньком, так, чтобы выступление, приправленное высоким артистическим мастерством, прозвучало с характерным для исполнителя пафосом, но без надрыва. А комья критики, полетевшие в сторону оратора, едва успели стихнуть колебания мембран парламентских микрофонов, свидетельствуют лишь о высоком уровне воздействия спича на эмоционально и интеллектуально мобильную часть аудитории.

Попытки нанизать фрагменты впечатлений на кривую литературной гиперболы привели к построению аналогий с Корейской народно-демократической республикой в исполнении нардепа Виктора Балоги, застигнутого бдительным объективом фотокамеры за составлением сообщения некоему Юре: «Юра, я большего пафоса не слышал ни от одного главы государства. Народ и парламент в сознании президента — просто лохи».

Не исключено, что именно столь неожиданный переход тайного в состояние явного подтолкнул к составлению более развернутого отклика того же автора на страницах ФБ: «Я никогда не был в Северной Корее, но то, что я услышал сегодня в парламенте, очень напоминает режим Ким Чен Ына и его предшественников. Люди должны быть послушными и бедными, а лидер – жить в роскоши и рассказывать о том, что вокруг одни враги. Не хочешь жить в бедности - ты враг. Не хочешь выполнять Минские договоренности - ты предатель. Критикуешь власть - пятая колонна».

Как и очень многие аналогии данная изрядно прихрамывает и не соответствует реальному положению вещей как минимум по двум позициям. По данным МВФ, внутренний валовый продукт на душу населения в КНДР составляет 620 долларов, а в Украине – 2000. Ким Чен Ын находится в международной изоляции, а Петр Порошенко рукопожат во всех уголках планеты от мыса Канаверал до острова Пасхи. Так что как не прикладывай круглое к холодному, а до Северной Кореи реально еще очень далеко.

Причины же столь невысоких оценок текста послания могут скрываться в недопонимании сверхзадач, поставленных пред авторским коллективом. Например, комментатор политических событий Михаил Павлив в качестве одного из главных недостатков президентского послания назвал отсутствие демонстрации того, «каким образом должен выживать украинский народ», хотя абсолютно не факт, что данный вопрос вообще планировался к включению в обязательную программу. Иными словами, если трудовик Анатолий хотел сделать табурет и сделал табурет, то, как минимум, нелепо упрекать его в том, что он не смастерил балалайку.

Залогом успешной реализации проекта «Ежегодное послание» стало достаточно квалифицированное переформатирование актуальной повестки дня за счет переноса основного акцента на мероприятия, которые практически со стопроцентной вероятностью не имеют шансов на осуществление до конца каденции действующего президента, как то: перспективы вступления в НАТО и  завершение минского процесса. А предусмотрительные оговорки о длительности пути к намеченным ориентирам отдвигают отчет о достижении конкретных результатов на неопределенный срок.

Выбор темы национального единства в качестве сюжетообразующей максимально упростил задачу донесения до массовой аудитории сообщения о том, что различные политические колебания будет приветствоваться лишь в той мере, в какой они будут совпадать, как говорили во времена соцреализма, с колебаниями генеральной линии партии. А, следовательно, подогревание протестных настроений и недовольства властью, не говоря уже о продвижении идеи досрочных выборов, будут рассматриваться не иначе, как сознательное или бессознательное пособничество внешнему врагу. («Очень мечтают они о досрочных выборах, чтобы устранить ненавистный им так называемый киевский режим. К сожалению, в украинском политикуме есть люди, которые готовы сознательно играть в этот сценарий; есть такие, кто дает использовать себя вслепую; есть и такие, о ком говорят: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят»).

Очередное упоминание о военном параде 24 августа еще раз напомнило о весомом вкладе главнокомандующего в укрепление обороноспособности, особенно в то время, когда отдельно взятые политические лидеры гуляли в отпусках, что достаточно выразительно было подчеркнуто сообщением о том, как главе государства в знаменательный день – далее цитата – «не хватало всех вас, руководителей фракций». (Благо замечания знатоков военно-парадного дела о том, что мероприятие 2016 года стало повторением, что называется слово в слово, аналогичного действа образца 2008-го, только без авиации, не достигли широкого круга телезрительской аудитории).

Рубрику «Пока некто отдыхал, кое-кто вкалывал» органично дополнили рассказы о посещении Киевского политехнического университета и страны под названием Индонезия, результатом чего в первом случае стало обогащение словаря публичных президентских выступлений термином «стартап», а во втором – расширение экспортных возможностей на скромно не указанное количество долларов.

Послание к парламенту стало, пожалуй, последней возможностью для Президента поэксплуатировать практически исчерпавшую себя тему декоммунизации, и со стороны текстовиков было бы и глупо, и безответственно не воспользоваться такой возможностью. Тем более что это одно из направлений работы, в котором можно похвастаться действительно впечатляющими показателями: «демонтировано более тысячи двухсот идолов Ленина. 26 районов, 987 населенных пунктов сбросили с себя коммунистические названия, которые невидимыми ментальными нитями привязывали их жителей к прежней империи».

Отсутствие конкретики при раскрытии темы борьбы с коррупцией в полной мере компенсировалось решительностью намерений, подчеркнутых введением в антикоррупционную риторику нового понятия «облава» («Облава, - осмысленно и сознательно употребляю это слово, - которую ГПУ и НАБУ, СБУ и МВД устроили на коррупционеров, движется с беспрецедентно широким размахом».) Отсутствие же видимых результатов вполне резонно объясняется крайне малым количеством времени, отведенного для понимания, что борьба с коррупцией - «это не кампанейщина и пиар, а серьезная системная работа».

Изменение формулировки при постановке задач правительству следует отнести к проявлению элементарного уважения к аудитории, чутко и, как правило, не очень позитивно реагирующей на повторы. Если в январе Глава государства предлагал Кабмину организовать переход от кредитной кислородной подушки к инвестиционной терапии, то ныне – «от политики выживания к стратегии развития». Впрочем, изменение стиля может быть продиктовано сменой получателя сообщения: к предыдущему правящему кабинету гарант пытался достучаться с помощью образности и метафоричности, к нынешнему – с помощью формулировок, не обремененных литературными изысками.

Для лучшего усвоения населением схемы «хлеб – это мясо, мало – это много» использована хоть и старинная, но все еще не исчерпавшая свой потенциал формула «было бы хуже». (Например, если бы мы не оторвали кузнечику голову, он бы умер от мигрени. Или: если бы цены на продукты не выросли, пенсионерка Клара Захаровна могла бы пострадать от ожирения. И так далее).

«В рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями должны были пойти на жесткие и непопулярные реформы, особенно в тарифной сфере, - признал глава государства, - но, поверьте, если бы мы не пошли на эти меры, было бы еще хуже, был бы экономический и социальный коллапс».

Определенные неудобства при использовании подобного агитационного трюка заключаются в возможности возникновения вопроса: «И как же все эти сорок миллионов жили без вас?» Но не предусматривающий обратной связи формат послания сводит подобные риски к абсолютному нулю.

Максимально громким финальным аккордом послания могли бы стать прочно обосновавшиеся в междустрочье фразы «Вы держитесь здесь» и «Хорошего вам настроения». Но поскольку данные мемы скомпрометировали себя сотрудничеством с представителями вражеского лагеря, то не менее эффектный хэппи-энд был сконструирован из сообщения о том, что «впереди все еще много трудностей», преодолеть которые поможет уверенность в благополучном окончании всех начинаний.

Андрей Кравченко